Педагогические идеи В.А. Сухомлинского

Современное образование » История педагогической мысли » Педагогические идеи В.А. Сухомлинского

Страница 3

Новое слово сказал В. А. Сухомлинский и в области трудового воспитания. Им сформулированы его принципы применительно к современной школе:

Единство трудового воспитания и общего развития - нравственного, интеллектуального, эстетического и физического. Труд тогда становится воспитательной силой, когда, обогащая интеллектуальную жизнь, наполняет глубоким содержанием умственные, нравственные и эстетические интересы человека.

Развитие индивидуальности человека в труде. Труд становится источником радости и развития воспитанника, если он видит нечто большее в нем, чем средства получить материальные блага, если труд служит полем применения его способностей.

Высокая нравственность труда, его общественно полезная направленность. Важно так организовать трудовую деятельность, чтобы ребенка воодушевляло желание принести пользу обществу.

Раннее включение воспитанника в производительный труд. Важно стремиться к тому, чтобы труд вошел в духовную жизнь уже в раннем возрасте. Ребенок переживает от этого чувство гордости, чести, достоинства.

Многообразие видов труда. Природе ребенка свойственно стремление к перемене, чередованию, сочетанию двух-трех видов трудовой деятельности, имеющих свои отличительные черты, специфику операций, умений. В этом он находит удовлетворение.

Постоянность, непрерывность труда. Только повседневный, постоянный труд обогащает духовную жизнь человека.

Черты производительного труда взрослых в детском труде. Труд детей должен иметь как можно больше общего с производительным трудом взрослых. Это усиливает его воспитательное воздействие.

Творческий характер труда. Чем значительнее, занимательнее замысел, тем с большим интересом выполняется работа.

Преемственность содержания трудовой деятельности. Все, что делает ребенок в младшем возрасте, углубляется в старших классах.

Всеобщий характер производительного труда. В каких бы видах интеллектуальной или художественной деятельности ни проявлялись умственные задатки школьника, его участие в производительном труде обязательно.

Посильность труда детей. В труде допускается здоровая усталость, но отнюдь не истощение физических и нравственных сил ребенка.

Единство труда и многообразие духовной жизни. Надо добиваться того, чтобы в коллективе никогда не прекращалась богатая духовная жизнь.

Представляют большой интерес взгляды В. А. Сухомлинского на роль коллектива в воспитании детей. Говорить о них - значит разобраться в отношениях В.А. Сухомлинского к А. С. Макаренко. Он преемник А. С. Макаренко в самом глубоком смысле слова; он воспитывался под сильным влиянием его идей, но в то же время не слепо следует за своим учителем.

В чем различие между Макаренко и Сухомлинским?

А.С. Макаренко пишет: "Достойной нашей эпохи и нашей революции организационной задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои способности, сохранять свою индивидуальность. Такая задача была бы абсолютно не посильной для педагога, если бы не марксизм, который давно решил проблему личности и коллектива. Совершенно очевидно, что, приступая к разрешению нашей частной педагогической задачи, мы не должны мудрствовать лукаво. Мы должны только хорошо понять положение нового человека в новом обществе. Социалистическое общество основано на принципе коллективности. В нем не должно быть уединенной личности, а есть член социалистического коллектива. В Советском Союзе не может быть личности вне коллектива и поэтому не может быть обособленной личной судьбы и личного пути и счастья, противопоставленных судьбе и счастью коллектива".

В. А. Сухомлинский утверждает: "Я глубоко убежден, что цель коммунистического воспитания - человек, а коллектив лишь средство к достижению этой цели. И надо обязательно учитывать тот реальный факт, что в школе великое множество разных коллективов и что так называемый первичный коллектив и так называемый общешкольный коллектив не могут исчерпать всего богатства отношений ребят. Что касается общешкольного коллектива, то вообще надо подумать, возможен ли он в школьном понимании в условиях не коммуны, не детского дома, а обычной нашей школы, объединяющей до тысячи ребят (хотя А. С. Макаренко придавал ему огромное значение, считая, что только с помощью него можно разбудить могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора). Много лет я пытался создать этот самый общешкольный коллектив. И чем больше стремился к этому, тем ярче выступала тенденция - коллектив ради коллектива, деятельность во имя того, чтобы были руководство, подчинение, взаимозависимость. Уровень развития самых младших и самых старших, их интересы, запросы - все это настолько различно, что честно признаться, вывод о существовании их общешкольного коллектива, что бы я ни предпринимал, явился бы большой натяжкой. Удалось, скажем, добиться, что старшие воспитывают младших (комсомольцы - вожатые пионерских отрядов, руководители кружков). В некоторых случаях, когда дружба ребят проникнута сердечностью, душевностью, такое шефство только радует. Но вся беда в том, что чаще всего никаких духовных, эмоциональных связей, прочных и длительных между старшими и младшими не возникает. И я не осмелюсь заявить, что в сознании учеников младших классов удалось таким путем утвердить мысль, что они - члены общешкольного коллектива".

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Построение образовательной среды по изучению индивидуальности ученика
Изучение индивидуальности в школе часто отож­дествляют с индивидуальным подходом. Принцип индивидуализации как особая педагогическая ценность существовал в школе всегда. В чем тог­да отличие его реализации в личностно-ориентированном образовании? В традициях школы основной задачей является со­здани ...

Воспитание как часть педагогического процесса
Обучение – один из элементов педагогического процесса. Вторым важнейшим элементом выступает воспитание. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка. Воспитание способствует социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления ...

Основные этапы построения модели в социально-педагогическом исследовании
Выделяют четыре основних этапа построения модели в социально-педагогическом исследовании. Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо суще ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru