3. Внедрение методов формирования бюджета, ориентированного на результат (БОР). Как метод бюджетного планирования он обеспечивает прямую взаимосвязь ожидаемых конечных и непосредственных результатов их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.
Основные компоненты бюджетного процесса в данном направлении включают:
- создание такого механизма планирования бюджетных расходов и подготовки проекта бюджета, при котором заранее определяются и формализуются цели, которые должны быть достигнуты в результате расходования бюджетных средств, соответствующие программы, направления деятельности, а также система показателей, по которым будет осуществляться мониторинг степени достижения поставленных целей;
- предоставление распорядителям и получателям бюджетных средств большей свободы в принятии решений по наиболее эффективной с точки зрения достижения поставленных целей структуре расходов;
- повышение ответственности распорядителей бюджетных средств за достижение поставленных целей путем внедрения системы мониторинга и оценки эффективности их деятельности, позволяющей отслеживать степень выполнения принятых обязательств. Основной акцент контроля исполнения бюджета со стороны контролирующих органов при этом переносится с оценки правомерности использования бюджетных средств и соответствия фактических затрат плановым, на оценку степени достижения запланированных показателей. Результаты такой оценки служат важнейшим источником информации для принятия решений о плановых ассигнованиях на последующие годы, в том числе о прекращении выделения ассигнований для определенных видов расходов, по которым поставленные цели не достигнуты;
- внедрение эффективной системы стимулирования работников бюджетной системы по результатам деятельности и степени личного вклада в достижение таких результатов.
Построение бюджета, ориентированного на результат, предусматривает:
· описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программ, включая как непосредственные результаты, т. е. предоставление услуг определенного качества и объема, так и конечные результаты, т. е. эффект от предоставленных услуг для их получателей;
· систему показателей для измерения результатов реализации программ (показателей социальной и экономической эффективности) и целевые значения каждого из таких показателей.
Логика построения финансово-экономической модели развития муниципальной и региональной сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, базируется на перечисленных выше элементах реформы бюджетного процесса.
Социальная эффективность дошкольного образования
Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, эта задача формулируется традиционно как необходимость обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. Классики дошкольного образования при этом говорили о том, что содержанием образования для дошкольников должна стать амплификация развития, то есть максимально полное проживание и расширение возможностей самого дошкольного детства.
Зачастую и для родителей и для специалистов в области дошкольного образования существует противопоставление целенаправленной подготовки к школе и собственно дошкольного образования, учитывающего специфику возраста. Однако противопоставление это искусственное, и базируется оно на ложном понимании преемственности как экспансии школьного содержания и школьных форм преподавания на взаимодействие с дошкольниками; именно тогда складывается ситуация, в которой дети в детском саду (или на подготовительных занятиях в школе) учатся читать и писать в ущерб конструированию, игре и другим дошкольным деятельностям. Однако диалектика возрастного развития заключается в том, что новообразования каждого следующего этапа «вырастают» в недрах предыдущего, т.е. готовность к школе вызревает именно в дошкольных деятельностях и способностях. Другими словами альтернатива подготовки к школе и дошкольного образования является ложной: натаскивание на школьные навыки гораздо в меньшей степени обеспечивает стартовые возможности ребенка при поступлении в школу, чем полноценная игра, конструирование, развитие речи и т.п. по разработанным специалистами дошкольным программам.
Читайте также:
Сущность понятия «коллективная творческая деятельность»
Понятие деятельности выделяет и определяет специфику общественной жизни людей, которая состоит в том, что они целенаправленно изменяют и преобразуют природную и социальную действительность. Характерная черта общественной жизни людей состоят в том, что она обнаруживает себя только через их деятельно ...
Игровые технологии, использующиеся при обучении
информатике
По словам В.Ф. Шаталова, «сегодня основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовывать процесс познания; создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучить» [19, с. 43]. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, ...
Использование интеграции содержания учебных предметов для формирования ЗОЖ
Для успешного проведения интегрированных уроков необходимо создать атмосферу заинтересованности и творчества. В реализации межпредметных связей, при изучении биологии, условно можно выделить два блока процессов: актуализация и конкретизация. Под актуализацией мы понимаем создание на уроке такой сит ...