Одно из решений данной проблемы состоит в том, чтобы обратиться к стандартизированным методикам диагностики психического развития, существующими в современной психологии. Набор таких апробированных (валидных и надежных) методик, должен быть в каждом учреждении/организации.
Однако развивающие эффекты могут проявиться и совершенно неожиданным образом, поэтому сужение спектра диагностических материалов до стандартизированных методик неправомерно. Более того, квалификация педагога проявляется, в частности, и в том, насколько он чуток к индивидуальному движению ребенка: именно в дошкольном детстве важны не столько абсолютные показатели, сколько динамика развития ребенка.
Дошкольное детство – наиболее пластичный возраст, компенсаторные механизмы при грамотной организации психолого-педагогической работы включаются особенно активно, поэтому особенно опасно проецировать на дошкольный возраст схему учета «достижений» ребенка: гораздо важнее то, какие изменения происходят в его индивидуальном развитии. Если в силу ряда причин (т.н. «исходной ситуации развития», обусловленной здоровьем или особенностями семьи) ребенок отстает от своих сверстников, то наиболее значимым показателем является то, как он наверстывает упущенное, а не его абсолютные показатели. Недооценка этого фактора (при становлении системы оценки качества образования и «замыкании» ее на финансирование учреждений и организаций и оплату работы воспитателей) может привести к уродливым явлениям отбора уже благополучных (то есть уже развитых и здоровых) детей, печально знакомым по начальной школе.
Этот факт еще больше усложняет проблему поиска показателей психического развития и здоровья детей, прибавляя к названным критериям еще одно измерение – динамику развития. При этом стандартизированные методики хороши относительной простотой использования (относительной, т.к. все же требуют специальной подготовки и в неумелых руках могут стать источником недостоверных данных), однако далеко не всегда чувствительны к различным проявлениям динамики, которые могут проявиться «нестандартизированно», но быть замеченными чутким педагогом.
Проблема показателей психического развития ребенка заключается в поиске такой системы аттестации, которая позволяла бы сопоставлять результаты исследования детей в одной группе или в разных учреждениях/организациях (при решении вопроса о грантовой поддержке), и в то же время была способна зафиксировать продвижение ребенка по сравнению с самим собой, в его собственной динамике.
Таким образом, определив основные социальные и экономические составляющие развития системы дошкольного образования, можно выявить основные их недостатки, которые представлены в следующем параграфе.
Читайте также:
Ознакомление с работой воспитателя, помощника воспитателя в первую половину
дня
Я прохожу практику в детском саду в котором сама работаю заведующей, с правилами поведения в дошкольном учреждении я знакома, с инструкцией по организации охраны жизни и здоровья детей в детском саду также знакома. Для прохождения практики я выбрала старшую разновозрастную группу, где воспитывается ...
Психолого-педагогические основы формирования
социального кругозора школьника в процессе изучения модуля «Информационные
ресурсы»
В подростковом и раннем юношеском возрасте человек стремится понять себя и найти свое место в обществе. Ценности, ориентации на будущее, социальные интересы, притязания – это личностные характеристики, обеспечивающие активность подростка в разных сферах жизнедеятельности, и они же выступают механиз ...
Методики исследования внимания
В исследовании принимал участие ребенок младшего школьного возраста. Методики «Проставь значки» Цель исследования: определить уровень переключения и распределения внимания. Материал и оборудование: стимульный материал ( прил. 1), карандаш и секундомер. Тестовое задание в методике предназначено для ...