Психолого-педагогические аспекты повышения познавательного интереса к учебной деятельности через использование современных информационных технологий

Современное образование » Использование современных информационных технологий с целью повышения познавательного интереса учащихся к учебной деятельности » Психолого-педагогические аспекты повышения познавательного интереса к учебной деятельности через использование современных информационных технологий

Страница 2

Рассмотрение познавательной мотивации у младших школьников позволило М. В. Матюхиной сделать вывод о том, что различные виды данной мотивации не в одинаковой степени связаны с успеваемостью. Весьма тесные связи обнаруживаются между стремлением к творческой деятельности и успеваемостью. Коэффициент их корреляции равен 0,507 (на уровне значимости 0,01). Коэффициент корреляции между стремлением к выбору трудных заданий на уроке и успеваемостью равен 0,537. Согласно данному исследованию, высокий уровень стремления к напряженной умственной деятельности характерен для более успевающих (3,9 балла), а высокий уровень стремления к разнообразию и новизне встречается у детей с более низкой успеваемостью (3,3 балла).

Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделим увлеченное преподавание, новизну учебного материала, историзм, связь знаний с судьбами людей, их открывшими, показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников, использование новых и нетрадиционных форм обучения, чередование форм и методов обучения, проблемное обучение, эвристическое, обучение с компьютерной поддержкой, применение мультимедиа-систем, использование интерактивных компьютерных средств, взаимообучение (в парах, микрогруппах), тестирование знаний, умений, показ достижений обучаемых, создание ситуаций успеха, соревнование (с товарищами по классу, самим собой), создание положительного микроклимата в классе, доверие к обучаемому, педагогический такт и мастерство педагога, отношение педагога к своему предмету, к обучаемым, гуманизация школьных отношений и т. д.

В последнее время встает вопрос - как использовать современные информационные технологии в обучении и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не стоит на месте, а значит, и отказываться от новых внедрений нецелесообразно.

Современные информационные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Информационные технологии позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. На занятии преподаватель дает возможность каждому обучаемому самостоятельно работать с учебной информацией, что позволяет ему детально разобрать новый материал по своей схеме. Информационные технологии можно использовать как для очного, так и для дистанционного обучения; в условиях как городской, так и сельской школы. Они дают возможность реализовывать мировые тенденции в образовании, возможности выхода в единое мировое информационное пространство. Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, и, конечно, соответствует социальному заказу, который государство предъявляет к школе [15, с.57].

Прежде всего, современные информационные технологии разрушат монополию учителя и учебника как единственных источников знаний. Они же дадут возможность получать полноценные знания не только в форме обязательно посещаемых занятий - очень скоро станут реальностью опосредованное общение "ученик - компьютер - учитель" как в синхронном ("on line"), так и в асинхронном режимах, а также такая экзотика, как виртуальный класс. В условиях свободного, неограниченного доступа учащихся к информации станет практически невозможным привычное сейчас обучение всех на основе одного учебного плана и единых, так называемых "базовых" программ. Учителю придется принять в качестве реальности тот факт, что объем знаний, доступных ученику, действительно неисчерпаем и, что ученик может знать по той или иной дисциплине значительно больше предусмотренного программой, но только в таком направлении, которое в этой программе, возможно, вообще не затрагивалось. Современный компьютер имеет великолепную возможность взять на себя рутинную работу по непосредственной передаче знаний и фактов, полной или частичной проверке полноты и прочности их усвоения, а также по отработке многих стандартных умений и навыков. Однако для того, чтобы все эти возможности могли быть реализованными в массовом учебном процессе, необходима фундаментальная научная, а затем научно-методическая проработка самой концепции образования в эпоху компьютеров, глубинное переосмысление ролей и функций каждого из субъектов педагогического процесса [17, с.224].

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Методы обучения психологии
Учебные задачи представляют собой конкретизацию целей обучения, необходимую для подбора соответствующих методов и приемов. С их помощью определяется, чему именно должны научиться учащиеся. Интересный и конструктивный подход к классификации учебных задач был предложен В.Я. Ляудис (1989). Учебные зад ...

Рекомендации по работе с повествовательным текстом
Работа с повествовательным текстом начинается в начальной школе с 1 класса, еще в период обучения грамоте. К повествовательным текстам можно отнести и рассказ, и сказку, и басню, и другие произведения. В основе повествовательных текстов лежит сюжет. Эти тексты вызывают у учеников большой интерес. И ...

Педагогическая запущенность детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема
Каждый школьный возраст предоставляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразные структуры личности ребенка на данном этапе его развития. «В процессе развития изменяются общие социальные условия, в которых раз ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru