Определение категорий исследуемой проблемы

Страница 1

В

данном параграфе рассматриваются понятия «способности», «творчество», «творческие способности», «художественно-творческие способности», которые позволят понять суть проблемы и выделить задачи её решения, также выявляются психолого-педагогические условия эффективного развития художественно-творческих способностей старшеклассников на уроках истории. Обосновано значение творческих способностей для самостоятельного приобретения школьниками знаний, обогащения их опыта, непрерывного образования.

Чтобы определить содержание понятия художественно-творческие способности старшеклассников, следует рассмотреть значение терминов творчество, способность, творческие способности, творческая личность.

Творчество, по единому мнению ученых, всегда связано с внесением в деятельность элементов нового, с открытием, рождением нового. Однако до сих пор среди психологов нет единого мнения в определении творчества. Творчество рассматривают как деятельность, как процесс, как отношение человека к миру, как особое состояние сознания.

Сущность понятия «творчество» рассматривается в философской и психолого-педагогической литературе в двух смыслах. В широком смысле творчество воспринимается как атрибут материи, творчество природы. В узком плане творчество выступает как атрибут общественной жизни, как психический акт, как высшая форма деятельности. В философском словаре «творчество» определяется, как «возникшая в труде способность человека из доставленного действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям».

Толковый словарь И.Е. Ожегова дает следующее определение: «Творчество – деятельность психически ценная, духовно развивающая субъекта, которая имеет ряд творческих способностей, ряд мотивационно-смысловых и эмоционально-волевых качеств личности, результатом которых является открытие новых, оригинальных идей и общественных ценностей».

В педагогической энциклопедии значится «Творчество – высшая форма активности и самостоятельности в деятельности человека. Это потребность что-то изменить, усовершенствовать, внести новое, оригинальное».

В исследованиях Д.Б. Богоявленской составляющими творчества выступают: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени); гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую); оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов); Любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире); способность к разработке гипотезы; «иррелевантность» (логическая независимость реакции от стимула); фантастичность (полная оторванность результата от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).

Особый интерес представляет концепция Н.А. Бердяева, этические, религиозные и философские идеи которого в контексте личностно-ориентированной педагогики являются наиболее актуальными.

Стоя на позициях бессознательного, Н.А. Бердяев понимал творческий процесс, как раскрытие бесконечного, полет в бесконечность… Цель творчества, по Бердяеву, – «не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, обращенность к преображению мира, к новому небу и новой земле».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Структура и основное содержание диссертации
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности, определяется объект и предмет исследования, формулируются гипотеза, цели и задачи исследования, представляются методологические основы и источниковая база, теоретическая и практическая значимость ра ...

Изучение организационных документов учреждения
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского» (далее именуется - Университет) образовано в результате переименования Дальневосточной государственной морской академии адмирала Г.И. Не ...

Цели педагогического общения
Как правило, человек вступает во взаимодействие со своими партнерами ради общения. По целям общение можно разделить на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями (Р.С. Немов). Биологическое общение направлено на удовлетворение биологических потребностей, поддержание ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru