Философские и экономические проблемы информатизации общества

Страница 1

Движение к информационному обществу в мире – объективный процесс, обеспечивающий формирование и развитие мирового информационного пространства, взаимосвязанное функционирование мировых товарных рынков, рынков информации и знаний, капитала и труда.

Понятие «информационное общество» появилось во второй половине XX века и впервые было введено в оборот в Японии в 1966 г. в докладе группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, где утверждалось, что информационное общество представляет собой общество, в котором имеется в изобилии высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Существуют и иные подходы к определению информационного общества. Так, основатель и президент японского Института информационного общества Й. Масуда пишет: «Информационная эпоха, которую принесли с собой компьютерная технология и средства коммуникаций, не просто окажет большое социально-экономическое воздействие на современное индустриальное общество; она повлечет за собой общественные перемены такого масштаба, которые вызовут трансформацию современной системы в полностью новый тип человеческого общества, то есть в информационное общество» [2, с. 103].

Согласно авторскому определению, информатизация представляет собой процесс количественно-качественных изменений в системе «человек (общество) – сигналы окружающего мира», протекающий независимо от филогенетических преобразований строения и функций нервной системы, но имеющий культурные основания и имманентный развитию человечества в целом. Сигналы при этом понимаются как процессы, являющиеся потенциальным (и единственным) источником сведений. Источником сигналов выступает и сам человек (общество), единовременно являясь субъектом и объектом. Движущие силы информатизации заключены во внутренних противоречиях системы «человек – окружающий мир», а в предельно общем смысле «живая материя – окружающая среда». Вариативное, опосредованное психикой отражение, предполагающее соответствующие необходимые субъект – объектные отношения, является наиболее общей характеристикой этой системы (везде и всегда, где и когда происходит субъект-объектное или же субъект – субъектное взаимодействие, имеет место такое «удвоение» реальности). Специфика информатизации выражается в характерных признаках информационной сферы на конкретном этапе исторического развития общества (информационная сфера есть особая область человеческой деятельности, связанная с рождением, распространением и ограничением информации. На протяжении всей истории человечества она оказывала непосредственное влияние на жизнь как всего общества, так и его отдельных представителей). Основными элементами информационной сферы, по нашему мнению, являются:

– воспринимающий субъект (его родовая сущность, интересы и потребности,

в том числе надындивидуальные, общественные);

– материальный мир (потенциальные источники сигналов);

– система средств и методов (технология и методология сбора, хранения,

передачи и интерпретации сведений, в том числе господствующие научные парадигмы и правила мышления – законы логики);

– результат общественной деятельности в информационной сфере (данные, информация, знание, идеология).

По-видимому, все содержательные части тесно взаимосвязаны и достаточно давно являются предметом рассмотрения многих классических отраслей науки. В том числе они в некоторой мере охватываются теорией научного познания, социальной философией и социальной психологией, психологией познавательных процессов, теорией передачи сигналов.

Современная трактовка информационного общества, по нашему мнению, характеризует его как общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом, новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда наряду с социальной и экологической – новой средой обитания человека [5, с. 87].

В анализе процессов формирования информационного общества выделяются следующие контуры:

• Технологический: ключевой фактор – информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

• Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

• Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

• Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

• Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Система лексических упражнений
1. Здесь можно давать различные дефиниции одних и тех же слов. Однако важно помнить о том, что определение и есть исходный контекст употребления слова, его первичное окружение. Так, например, давая дефиниции к слову «стол», можно просто сказать: «Это то, за чем люди сидят во время еды», но можно и ...

Основные формы организации производственного обучения
Формы производственного обучения, как и любого другого обучения, обусловлены различными видами общения (взаимодействия) в зависимости от цели воспитания. Вместе с тем на их особенности влияют характер и содержание труда представителей тех и или иных профессий, а также роль и место профессий в общес ...

Общая характеристика иноязычного лексикона
Ядром билилингвальной личности является иноязычный лексикон. Под термином «лексикон» А.А. Залевская понимает сложную систему многоярусных, многократно пересекающихся семантических полей, с помощью которых упорядочивается и хранится в более или менее полной готовности к употреблению в деятельности р ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru