Коллективные творческие дела (далее – КТД) – это эффективный метод воспитания, обучения и развития учащихся, основанный на позитивной деятельностной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях [13, 178].
Организационными постулатами и методическими идеями технологии КТД являются:
• сочетание индивидуального и коллективного творчества;
• коллективная организация единого дела, добровольное участие в нем, свобода выбора видов и форм деятельности;
• ответственность каждого за результат общего дела;
• творческое содружество взрослых и детей, обеспечивающее генерацию новых идей;
• самосовершенствование личности в развивающемся коллективе и развитие коллектива под влиянием творческих и одаренных лидеров;
Подготовка и организация коллективных творческих дел
Управленческие действия на этапе подготовки творческого дела будут следующие:
• ориентация на интеграцию индивидуального и общественного, формирование в ходе социального взаимодействия единых правил, норм и принципов;
• разнообразие форм творческой и сознательной деятельности; формирование личностных целей, идеалов и интересов в высококультурном и эмоциональном пространстве коллективного дела;
• формирование потребности в личностном росте.
Для достижения оптимального результата эти идеи должны сопровождать каждый этап подготовки и организации КТД. Главные особенности планирования КТД:
• высокая мотивация и активность каждого участника;
• осуществление планирования на основе проектов и идей, как отдельных участников, так и различных микрогрупп;
• стимулирование авторских идей, признание ценности всех предложений, в т. ч. и не принятых для реализации;
• признание авторского вклада организаторов, конструкторов, аналитиков, оппонентов и исполнителей;
• возможность разработки вариативных проектов для альтернативных или последующих творческих дел по единой тематике;
• учет своих возможностей и способностей, реальности осуществления;
• поступательное усложнение содержания.
Подведение итогов – это качественная оценка результатов проведенного дела, характера отношений, переживаний и размышлений детей и взрослых.
Анализируются ответы на такие вопросы, как: Чем обогатило тебя общее дело? Какие чувства и мысли вызвало? Что ты для себя решил? Что у нас удалось, что не получилось? Почему? Каковы причины успехов и неудач? Что можно исправить? Какова степень личного участия и вклада в общее творческое дело? Как развивались дружеские отношения и взгляды на содержание коллективного творческого дела? В каких формах продолжим освоение поднятой темы? и др.
Алгоритм проектирования творческого дела:
1. Формирование «образа желаемого результата».
2. Соотнесение его с реальной ситуацией.
3. Определение способов достижения этого образа.
4. Поиск ресурсов, необходимых для приближения к конечной цели.
5. Сравнение полученных результатов со своим замыслом и проектным заданием.
6. Внесение необходимых корректив.
Технологическая цепочка управленческих действий на этапе подготовки КТД предполагает:
• консультацию по проекту с организаторами творческого дела, уточнение позиции;
• актуализацию поставленных целей и определение управленческих задач подготовки и организации КТД;
• отбор специальной литературы, информации для конструирования
содержания планируемого КТД, привлечение специалистов;
• конструирование модели системы подготовки и организации КТД;
• определение состава творческих групп, определение лидеров с предварительной диагностикой их профессиональной, творческой и управленческой компетентности;
• осознание своей управленческой деятельности как функции развития коллектива и личности;
• определение условий для оптимальной реализации проекта;
• составление программы управленческой деятельности, алгоритмов действий творческих коллективов и их лидеров;
• конструирование моделей возможных проблемных ситуаций, определение педагогической позиции и способов выхода из кризиса;
• прогнозирование конечного результата, сравнение его с поставленной целью;
• выработку чёткой позиции на целевое управление.
Развитие лидерских способностей осуществляется в активной и разнообразной деятельности, которую учащиеся принимают душой и сердцем, потому что она создает богатый и разнообразный мир деятельностных отношений. Чем разнообразнее дела и отношения, тем разностороннее в конечном итоге ребёнок.
В результате нашего практического опыта была доказана необходимость в педагогическом сопровождении по организации коллективной творческой деятельности учащихся в процессе подготовки и реализации школьниками праздника, посвящённому педагогам-ветеранам, вышедшим на пенсию. В ходе подготовки к мероприятию учащимся нужно было самим подготовить номера, сделать подарки для педагогов, а также продумать и написать сценарий концерта. Конечно же, у многих возникали вопросы: «С чего начать?», «Как правильно?», «А что, если…?» и т.п.
Читайте также:
Сущность обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся
начальных классов
Чтобы решить вопросы привития учащихся начальных классов хотя бы элементарных навыков повседневного общения на эвенском языке, нужно знать, какие же особенности отличают разговорную диалогическую речь от литературно обработанной, нормированной книжной речи. Обучение диалогической речи, кроме усвоен ...
Методика организации и проведения опытно-экспериментальной
работы
В начальной школе проводится исследование, посвященное проблеме лидерства в младшем школьном возрасте. Опытно – экспериментальное исследование проводится в 4 классах, наполняемость классов- 4 «А» – 21 учащийся, 4 «Б» – 23 учащихся. 4 «А» класс является экспериментальным и работает по системе развив ...
Особенности подготовки специалистов социальной работы
Проблема подготовки студентов к практической социальной работе деятельности обусловлена современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем. Как известно, в 90-х годах в России профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована ...