Логопедическое обследование проводится в начале коррекционно-воспитательного воздействия на заикающихся. Такие проявления, как способность заикающихся детей к подражанию, развитие игровой активности, степень сформированности у них общественного поведения, личностные и эмоциональные реакции, могут выявляться и уточняться в процессе всей комплексной работы с детьми.
Как мы говорили выше, обследование начинали со сбора анкетных данных: ФИО, дата рождения, дата обследования, возраст, домашний адрес, телефон. Из какого детского сада, поликлиники направлен, дата поступления в логопедическую группу. Фиксировались сведения о родителях: образование, профессия, жалобы родителей на дефект ребенка. Уточнялось наличие наследственных заболеваний.
Затем уточнялись данные об общем развитии ребенка: от какой беременности ребенок, возраст матери при рождении ребенка, благоприятно ли протекала беременность, как прошли роды матери? Какие заболевания перенес, и не было ли осложнений?
Особо уточнялись сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, гуление, лепет, первые слова. Какие звуки долго произносил неправильно, так как этот симптом может провоцировать судороги в речи из – за излишнего напряжения артикуляторных мышц на неправильного произносимых звуках.
Для выявления состояния моторики мы предлагали детям разного возраста соответствующие задания.
Задания для детей второго и третьего года жизни:
пройти по дорожке, начерченной мелом на полу;
перешагнуть через препятствие высотой 25 – 30 см;
медленно покружиться на месте;
отбросить мяч от груди, из-за головы двумя руками;
бросить мяч логопеду двумя руками;
поймать брошенный мяч;
подпрыгнуть на месте на двух ногах;
наклоны вперед и в стороны;
присесть, держась за спинку стула;
слепить из пластилина палочку, шарик, баранку.
Задания для детей трех лет и четвертого года жизни:
пробежать 3 – 4 раз между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20 – 25 см;
менять движения по сигналу (по слову, по удару в бубен, по хлопку в ладоши);
перейти с бега на ходьбу;
остановиться после бега или ходьбы, пройти по шнуру, положенным на пол;
прыгнуть в длину с места;
переложить из одной руки в другую флажок, маленький мячик над головой, за спиной, перед собой, подняться на носки.
Задания для детей четырех лет и пятого года жизни:
задания, предлагаемые детям 3 – 4 лет;
мяч бросить вверх – поймать, ударить об пол и поймать двумя руками;
присесть на корточки и перекатить мяч логопеду;
пролезть через обруч;
прыгнуть в обруч на полу и выпрыгнуть из него;
катить обруч, бежать рядом с ним, держась за него;
поднять руку с флажком вверх, другую – вверх, переложить флажок из руки в руку;
кругообразные движения рукой (левой. Затем правой) с лентой над головой.
Задания для детей пяти лет и шестого года жизни:
пробежать, затем проскакать на обеих ногах, на одной ноге по заданию (от стула к окну, от окна к двери и др.);
остановиться по сигналу (бубен, хлопок в ладоши, слово «стой») после ходьбы, пробежки, прыжков;
установка связи между сигналом и действием: тихие удары в бубен – ходьба на носочках, громче – на полной ступне, громко – пробежка, нет ударов – остановиться;
бросить мяч логопеду через круг и в ответном броске поймать;
правой рукой взять обруч, поставить на пол и поворачивать его от себя, чтобы обруч крутился;
прыгнуть на носках двумя ногами в обруч, лежащий на полу, и выпрыгнуть из обруча;
руки с флажками вперед, назад, вверх, в них (по команде логопеда);
держа руки над головой, переложить из одной руки в другую три ленточки поочередно;
то же самое с пятью ленточками.
Задания для детей шести лет и седьмого года жизни:
задания, предлагаемые детям 5 – 6 лет;
присесть, покатать мяч на полу от руки к руке, встать, подняв мяч;
ударять мяч ладонью об пол и считать до пяти;
Читайте также:
Примеры упражнений по обучению технике чтения
Рассмотрим некоторые примеры коммуникативно-направленных проблемных заданий и упражнений по обучению технике чтения, которые позволяют детям действовать в ситуациях, приближенных к реальным ситуациям общения. А это в свою очередь способствует повышению мотивации учения и его эффективности. Упражнен ...
Анализ психолого – педагогической литературы по
проблеме педагогического общения
Общение – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности. Исследования А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой, В.А. Канн – Калика, А.А. Леонтьева, А.Н. Мудрика, А. И Щербакова и других доказали большое значение общения в труде педагога. По мнению А.А. Лобанова, "общение" как жит ...
История возникновения и развития факультативных занятий по математике
В начале ХХ века в средней общеобразовательной школе были созданы внепрограммные групповые занятия по математике с целью развития и поддержания интереса учащихся к этому предмету с помощью его углубленного изучения. Групповые занятия предназначались только для желающих, при их разработке учитывалис ...