Обоснование процесса формирования познавательного интереса младших школьников в педагогической науке

Современное образование » Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности » Обоснование процесса формирования познавательного интереса младших школьников в педагогической науке

Страница 3

Из богатого наследия Абая Кунанбаева, поэта и просветителя, самыми ценными являются его прогрессивные идеи, устремленные в будущее и исполненные решимости неустанно призывать народ к свету, знаниям. Абай пишет, что дети тянутся к учебе не по своей собственной воле, и интересы у них формируются постепенно, когда они осознают пользу учебы. Он хорошо представлял себе всю сложность и муки схоластического учения, бессмысленного заучивания детьми догм ислама. Он утверждает, что обучение должно вестись с учетом того, что близко детскому восприятию, что для него пока что знакомо, но еще недоступно его пониманию. Абай хотел сказать, что человек может успешно овладеть наукой только тогда, когда, он стремится к этому сам, если на это его толкает разум, сознание необходимости и нужности знаний. А для этого приходится на первых порах подсказать, подтолкнуть, дать направление всеми средствами: увлекая словом, уловкой, даже — если понадобится — принудительно [22].

Жусыпбек Аймауытов ведущее место в процессе обучения младших школьников отводит учителю, по его мнению, задача учителя заключается в пробуждении у учащихся интереса к знаниям, в развитии у них любознательности, формировании мотивов учения. По этому поводу он пишет, что только « увлеченный учитель пробуждает любознательность своих учеников, утоляет их жажду познания, приучает к самостоятельному поиску и сосредоточенности. Сосредоточенность – это умение сконцентрировать мысли на одном предмете, отбрасывая лишнее и второстепенное. Для того чтобы заложить прочные знания, надо научить сосредоточивать внимание на изучаемом предмете.

Далее он продолжает, .каждый учитель обязан владеть методом логического мышления . Логика приучает учителя к правильному мышлению, а это, в свою очередь, передается ученикам . Только хорошо владеющий логическим мышлением учитель может правильно обучать детей, развивать их мышление и давать полные знания» [22].

Познавательный интерес является важнейшим видом интереса вообще. Поэтому он характеризуется всеми особенностями интереса как психологического образования и в то же время он отличается своей областью и направленностью.

Интерес как педагогическая проблема и особое выделение познавательного интереса как области научного познания берет начало в трудах Галины Ивановны Щукиной. Она не только обосновала впервые комплексный подход к анализу проблемы в единстве социологического, психологического и педагогического аспектов, но и в течение длительного времени довольно плодотворно занималась углубленной разработкой этого вопроса. Исследования Г. И. Щукиной отличаются широким спектром подходов к проблеме познавательного интереса как педагогического явления: в них познавательный интерес выступает как дидактическая категория, важное личностное образование, фактор развития личности школьника. Такой целостный подход к педагогике познавательного интереса имеет в основе, прежде всего, раскрытие роли знания и процесса его переработки - познавания в целенаправленном формировании интереса как ценного свойства личности.

«Интерес требует элементарной ориентировки на новизну и неожиданность, а центром познавательного интереса бывает познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой деятельности», - таков главный признак подлинно познавательного интереса, по мнению Г. И. Щукиной [5].

В раскрытии его научной сущности Галина Ивановна Щукина видит необходимость следующих сравнений: познавательный интерес не идентичен понятию «учебный интерес» или понятию «интеллектуальный интерес»: в первом случае потому, «поскольку в зоне познавательного интереса находятся не только знания, ограниченные учебными программами, но и многие научные открытия современности»; отличие от второго понятия состоит в том, что «познание включает в себя не только интеллектуальные процессы, но и элементы практических действий, сопряженных с актом познавания». От сопоставительной характеристики схожих понятий Г. И. Щукина легко переходит к основной дефиниции: «Познавательный интерес - избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями».

В центре исследований Г.И. Щукиной - интересный урок, процесс обучения как ключевое средство формирования у школьников интереса к знаниям. Для закрепления познавательных интересов учащихся важна идея о единстве внешней и внутренней стороны учебного процесса. «Учитель на уроке учит, ученик учится. Это аксиома. Но главное в том, чему и как учит учитель и что из этого усваивает ученик . Какой след оставили его уроки в сознании, переживаниях, отношениях учащихся? А может быть, все старания учителя прошли по касательной, не затронули интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферы учащихся?».

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru