Обоснование процесса формирования познавательного интереса младших школьников в педагогической науке

Современное образование » Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности » Обоснование процесса формирования познавательного интереса младших школьников в педагогической науке

Страница 4

Г. И. Щукина доказывает, что именно эти три вида проявлений, тесно вплетенных в познавательный интерес, лежат вместе с тем и в основе педагогических условий процесса эффективного формирования данного качества. Последними выступают: «Постоянное побуждение учащихся к интеллектуальной активности и практической деятельности, вызывающей волевое усилие, создание эмоциональной обстановки обучения». Называя урок «основной лабораторией» созидания познавательного интереса, Щукина Г.И. констатирует важную значимость внеучебной деятельности в превращении интереса к познанию в устойчивую черту характера школьника. «Учение закладывает основы познавательных интересов, но не исчерпывает собою всех возможностей их формирования. В любом виде деятельности есть необходимая почва для формирования познавательного интереса. В связи с этим широкая внеучебная деятельность представляет значительный простор для формирования познавательных интересов» [23].

Таким образом, познавательный процесс это глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения. Он создает наиболее благоприятные условия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований.

Психологическая структура познавательного интереса представляет собой сплав эмоционально-волевых и мыслительных процессов в человеке, которые составляют единое взаимосвязанное целое.

Своеобразными эмоциями, свойственными познавательному процессу, являются удивление, связанное с тем, что нечто новое поразило воображение и состояние ожидания того, что еще предстоит узнать, увлеченность процессом деятельности, интеллектуальную радость, чувство успеха. Волевое начало в познавательном интересе сопряжено с инициативной самостоятельностью добывания знаний. Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы.

В познавательном интересе мысль ищет выход из затруднительного положения. Она не имеет созерцательного характера, она активна, устремлена на решение познавательных задач, слита с волевыми процессами. В интересе сплетены мысль, воля, эмоции. Они его основа.

В психологии принято различать эпизодические и постоянные интересы. Первые возникают ситуативно в процессе деятельности и угасают с ее окончанием. Такой интерес ограничен отдельными вспышками как ответ на какую-нибудь особо эмоциональную ситуацию обучения (фильм, впечатлительный рассказ, опыт). Этот интерес требует постоянного подкрепления извне. В структуре личности он не оставляет особого следа.

Глубокий и устойчивый интерес, как указывают психологи, проявляется в одном из трех направлений:

- в длительной направленности личности на изучение определенного предмета и потребности в расширении и углублении знаний по этому предмету; в наличии все более значительных успехов;

- в самостоятельном и творческом подходе к изученным вопросам, в дополнительном более глубоком изучении ряда разделов предмета;

- в добровольном выборе заданий повышенной трудности по интересующему предмету и их успешное выполнение.

Однако, при невнимательном отношении взрослых и при отсутствии благоприятных условий в школе, семье интерес особенно неустойчивый может угасать.

Возникновение интереса могут вызывать различные мотивы:

- положительное эмоциональное отношение к объекту своей деятельности;

- личный пример учителя, его высокая научно-теоретическая и психолого-педагогическая подготовка;

- осознание личной значимости приобретенных знаний;

- осознание общественной значимости приобретенных знаний;

- стремление познать связи и отношения реального мира.

По мнению Щукиной Г.И. и Гилева Д.К., познавательный интерес в своем развитии проходит ряд стадий: от любопытства к любознательности, к познавательному и научно – теоретическому интересу [25].

Под любопытством принято понимать самую элементарную стадию ориентировки, связанную с новизной предмета, который может и не иметь значения для человека. На стадии любопытства ученик может довольствоваться только занимательностью того или иного предмета, той или иной области знаний. На этой стадии развития интереса и учащихся еще не замечается стремления к познанию сущности. Любопытство связано больше с эмоциональной реакцией на новизну.

Стадия «любознательность» характеризуется стремлением проникнуть за пределы видимого. На этой ступени развития познавательного интереса детям свойственны эмоции удивления, радости познания. Уже в восьми-девяти летнем возрасте у ребенка появляется направленность на учебные предметы, связанная со стремлением узнать больше, чем дается на уроке. Любознательность становится устойчивой чертой характера и представляет большую ценность для развития личности. Для любознательности характерно познание более глубоких связей и отношений, существующих связей и отношений, существующих в мире. Она проявляется в форме общего интереса по всему, с чем приходится сталкиваться ребенку.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Психолого-педагогический анализ проблемы: возможность использовать в работе с детьми нетрадиционных материалов и технологий «роспись по ткани»
Исследуя психологическую, педагогическую, искусствоведческую, методическую литературу нами было установлено: что во многих источниках достаточно основательно раскрывается технология «росписи по ткани» которую сможет освоит любой взрослый человек. Так, А.В. Загребаева описывает самые распространенны ...

Морально-этические аспекты в работе специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
В любом обществе действия и поступки людей должны отвечать требованиям соответствующих социальных законов. Функцию такого согласования выполняет мораль. Мораль или нравственность (лат. mores — нравы) — форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной д ...

Семья как фактор воспитания
Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источни ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru