Познавательные и научно-теоретические интересы являются завершающей стадией развития конкретного интереса школьника. На этой стадии наиболее полно проявляется свойство интереса - быть побудительной силой деятельности. Объективно это проявляется в увлеченности человека делом, потребности к углублению и творческому применению знаний, постоянное их совершенствование.
Понятно, что в младшем школьном возрасте интерес вряд ли разовьется до потребности. Но установлено, что уже в этом возрасте формируется интерес к учебным предметам, выявляются наклонности к различным областям знаний, к видам практической деятельности, развиваются нравственные и познавательные стремления. Кроме того, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к знаниям, деятельности. Выше сказанное позволяет говорить о многосторонности интересов младших школьников.
Современная педагогика рассматривает «познавательный интерес» не только как интерес учащихся к учебным предметам, но и понимает его более широко: как интерес к жизни, к истории, к культуре, к другому человеку - интерес как основу новых достижений на протяжении всей жизни человека, насыщенной умственной деятельностью. В настоящее время феномен познавательного интереса объявляется не только областью изучения дидактики, но и провозглашается важным предметом исследования теории воспитания. Сущность термина расширяется подходом, понимающим его не только как значимый мотив учения, определяющий эффективность процесса обучения, но и признающим за ним устойчивую личностную характеристику.
Опыт педагогов показывает, что успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей в управлении целостным педагогическим процессом. Если в процессе обучения практически все можно доказать или вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее, поскольку решающую роль здесь играет свобода выбора. Именно поэтому успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т.е. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.
Читайте также:
Особенности формирования лексических навыков учащихся 7
классов средней полной общеобразовательной школы
Роль лексики в процессе изучения иностранного языка велика – именно лексикой передается непосредственный предмет мысли, поэтому она проникает во все сферы жизни, помогая тем самым отразить не только реальную действительность, но и воображаемую. Невозможно создать прочную языковую базу у школьников ...
Разработка уроков по теме "Неполные квадратные
уравнения"
Урок - лекция по теме "Неполные квадратные уравнения" Тип урока: изучение новой темы. Цели урока: ввести понятие квадратного и неполного квадратного уравнения; показать решения неполных квадратных уравнений; формировать умение решать неполные квадратные уравнения; развивать математическую ...
Рекомендации родителям по воспитанию единственного
ребенка в семье
Родители не должны оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом им надо постараться объяснить ему, что у них и других родственников есть и другие дела, помимо заботы о нём. Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, « ...