Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности

Современное образование » Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности » Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности

Страница 3

Яркие различия у младших школьников наблюдаются в области познавательных интересов. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Таких детей, считающихся одаренными, — единицы. Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. Они ситуативно, на разных уроках, при изучении разного учебного материала дают всплески интереса, подъемы интеллектуальной активности.

Многообразие взглядов на интерес уже в наше время отмечали многие, в том числе А.Г. Ковалев и Б.И. Додонов, посвятившие ему как психологическому феномену специальные главы в своих монографиях. Так, первый отмечает, что одни психологи сводят интерес к осознанной потребности, другие — к направленности внимания, большинство же склоняется к определению интереса как познавательного отношения личности к действительности. Б.И. Додонов, в свою очередь, замечает, что интерес предстает перед нами, то в виде мимолетного состояния, то в виде свойства личности и его проявления в систематически повторяющихся переживаниях и деятельности. При этом он предполагает, что за «веером» противоположных мнений об интересе кроются не заблуждения исследователей, а «схватывание» каждым из них тех или иных отдельных его сторон и проявлений, частично совпадающих с явлениями других образований психики. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания [31].

Формирование познавательных интересов у младших школьников происходит в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания (поэтому некоторые авторы, как уже говорилось, принимают внимание за интерес; но внимание — это только механизм проявления ситуативного интереса). Переход интереса с одной стадии своего развития на другую не означает исчезновения предыдущих. Они остаются и функционируют наравне с вновь появившимися формами.

К развитию интереса можно отнести и случаи преобразования познавательного интереса в учебный интерес.

А.Я. Миленький изучил специфику учебного интереса, отличающую его от других видов познавательного интереса. Формирование познавательных интересов у школьников начинается с самого начала обучения в школе. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у младших школьников интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания [18] .

На этой основе и могут сформироваться у младшего школьника мотивы учения высокого общественного порядка, связанные с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям. Учитель должен воспитывать именно такие мотивы учения, добиваться осознания детьми общественного значения учебного труда. И форсировать этот процесс не следует, пока для него не созданы соответствующие предпосылки.

Как мотив учения, познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами:

1. Познавательный интерес раньше других мотивов познаёт школьником.

2. Познавательный интерес в сравнении с другими мотивами более точно выражает мотивацию учения, ясно понимается.

3. Познавательный интерес (как мотив) более доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, распознать, вызвать. А, следовательно, легче управлять его формированием.

4. Познавательный интерес (как мотив) личности имеет меньшую ситуационную прикованность, чем интерес, как средство обучения. Он побуждает школьника заниматься увлечённо не только на уроке или в процессе подготовки домашнего задания.

5. Познавательный интерес является звеном в системе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми одновременно руководствуется школьник. Он взаимосвязан с мотивами долга, ответственности, необходимости самоутверждения и т.д.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся может стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать сильное влияние на его развитие. Таких учащихся называют пытливыми, любознательными. Они творчески подходят к любому заданию, ищут свои, новые способы рационального выполнения познавательной задачи.

Познавательный интерес может выступать и как сильное средство обучения. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с волевым напряжением и усилием [32].

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности. В связи с этим познавательный интерес может выступать целью и средством обучения, мотивом учения, а при определенной целенаправленной работе стать устойчивой чертой личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье
Родители не должны оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом им надо постараться объяснить ему, что у них и других родственников есть и другие дела, помимо заботы о нём. Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, « ...

Психолого-педагогические особенности работы с подростками и юношами
Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность – переход от детства к взрослости. К подростковому возрасту относят шко ...

Образование - основа развития личности
В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фак­тора становления и развития личности как ин­дивидуальности. Оно является неотъемлемой частью сложной социокультурной среды, в ко­торой живет каждый человек. Находясь в этой среде, он, с одной стороны, усваивает ее ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru