Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности

Современное образование » Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности » Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности

Страница 6

Занимательность на уроке может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока, например, опрос в виде интервью, путешествие в сказку и т.д.

Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям – все эти особенности, составляющие сущность занимательности, являются сильнейшими побудителями познавательного интереса.

По утверждению Г.И. Щукиной, у школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития [14].

Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлением, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.

Средним уровнем является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадок, активного оперирования имеющимися знаниями. На этом уровне познавательный интерес часто связан с решением задач прикладного характера, в которых школьника интересует не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи которого он происходит. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но еще не проникает в сущность, чтобы обнаружить закономерности.

Высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, и выявлению закономерностей. Этот уровень сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности. На этом уровне в учебном процессе особенно ощутимо движении ученика, который обнаруживает глубокое опосредованное осознание самых важных, существенных сторон изучаемого.

Указанные уровни познавательного интереса довольно обобщенно рисуют нам тенденцию его развития. В реальном процессе путь, преодолеваемый познавательным интересом характеризуется более тонкими, сложными взаимопереходами, в которых одна стадия как бы проникает в другую. Но при всем этом, учитель все же может видеть, на каком уровне развития интереса к знаниям находится школьник.

Таким образом, познавательный интерес, будучи разновидностью интереса, вообще, является существенным качеством личности, направленным на овладение знаниями и способами познавательной деятельности. Главным в познавательном интересе является переработка знаний, связанная с активными поисками существенных связей и отношений в изученных явлениях. Познавательный интерес является образованием, формирующимся и развивающимся. При специально создаваемых определенных педагогических условиях познавательный интерес, возможно, сформировать в младшем школьном возрасте, при этом он может стать в достаточной степени дифференцированным, устойчивым и действенным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Читайте также:

Структура лексикона
Развитие психолингвистики и других наук о человеке стимулировало интерес к устройству словаря в голове индивида, функционирующего в соответствии с закономерностями психического развития человека ̶ носителя языка и культуры. Такой словарь принято называть ментальным или внутренним лексиконом че ...

Опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультуры дошкольников средствами дидактической игры
Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ № 6 «Аленький цветочек» г. Йошкар-Олы. Детский сад работает по программе «Детство». В детском саду 6 групп (2 ясельные: 1-я ясельная от 1,5 до 2,5 лет,2-я ясельная от 2,5 до 3 лет; одна младшая от 3 до 4 лет; одна средняя от 4 до 5 лет; две старшие ...

Экспертно - обучающие системы оценки знаний, умений, навыков на основе компьютерных технологий обучения
Создание экспертно-обучающих , экспертных систем по оценке качества усвоения знаний и завершенности процесса обучения предполагает прежде всего учет основополагающих принципов: Изменение роли и функции преподавателя, превращение его в специалиста-консультанта, что добавляет новую обязанность в его ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru