Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности

Современное образование » Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности » Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности

Страница 6

Занимательность на уроке может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока, например, опрос в виде интервью, путешествие в сказку и т.д.

Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям – все эти особенности, составляющие сущность занимательности, являются сильнейшими побудителями познавательного интереса.

По утверждению Г.И. Щукиной, у школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития [14].

Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлением, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.

Средним уровнем является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадок, активного оперирования имеющимися знаниями. На этом уровне познавательный интерес часто связан с решением задач прикладного характера, в которых школьника интересует не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи которого он происходит. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но еще не проникает в сущность, чтобы обнаружить закономерности.

Высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, и выявлению закономерностей. Этот уровень сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности. На этом уровне в учебном процессе особенно ощутимо движении ученика, который обнаруживает глубокое опосредованное осознание самых важных, существенных сторон изучаемого.

Указанные уровни познавательного интереса довольно обобщенно рисуют нам тенденцию его развития. В реальном процессе путь, преодолеваемый познавательным интересом характеризуется более тонкими, сложными взаимопереходами, в которых одна стадия как бы проникает в другую. Но при всем этом, учитель все же может видеть, на каком уровне развития интереса к знаниям находится школьник.

Таким образом, познавательный интерес, будучи разновидностью интереса, вообще, является существенным качеством личности, направленным на овладение знаниями и способами познавательной деятельности. Главным в познавательном интересе является переработка знаний, связанная с активными поисками существенных связей и отношений в изученных явлениях. Познавательный интерес является образованием, формирующимся и развивающимся. При специально создаваемых определенных педагогических условиях познавательный интерес, возможно, сформировать в младшем школьном возрасте, при этом он может стать в достаточной степени дифференцированным, устойчивым и действенным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Читайте также:

Культурно-досуговая деятельность как процесс социализации личности
В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности не я ...

Внедрение инновационных технологий в образовательное учреждение
Наступивший XXI век будет, прежде всего, веком инновационных стратегий, конкурентной борьбы, когда выживание предприятий и организаций, их развитие будет определяться уровнем инновационной деятельности, тем, насколько реализуемые инновационные процессы будут динамичны, экономичны, результативны. Ра ...

Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся
Понятие «самостоятельная работа» имеет не одно смысловое значение. Для одних – это форма и метод организации учения, в которой представлена деятельность учителя и деятельность учащихся, для других – специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения, для третьих – только деятельно ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru