Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности

Современное образование » Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности » Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности

Страница 6

Занимательность на уроке может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока, например, опрос в виде интервью, путешествие в сказку и т.д.

Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям – все эти особенности, составляющие сущность занимательности, являются сильнейшими побудителями познавательного интереса.

По утверждению Г.И. Щукиной, у школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития [14].

Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлением, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.

Средним уровнем является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадок, активного оперирования имеющимися знаниями. На этом уровне познавательный интерес часто связан с решением задач прикладного характера, в которых школьника интересует не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи которого он происходит. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но еще не проникает в сущность, чтобы обнаружить закономерности.

Высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, и выявлению закономерностей. Этот уровень сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности. На этом уровне в учебном процессе особенно ощутимо движении ученика, который обнаруживает глубокое опосредованное осознание самых важных, существенных сторон изучаемого.

Указанные уровни познавательного интереса довольно обобщенно рисуют нам тенденцию его развития. В реальном процессе путь, преодолеваемый познавательным интересом характеризуется более тонкими, сложными взаимопереходами, в которых одна стадия как бы проникает в другую. Но при всем этом, учитель все же может видеть, на каком уровне развития интереса к знаниям находится школьник.

Таким образом, познавательный интерес, будучи разновидностью интереса, вообще, является существенным качеством личности, направленным на овладение знаниями и способами познавательной деятельности. Главным в познавательном интересе является переработка знаний, связанная с активными поисками существенных связей и отношений в изученных явлениях. Познавательный интерес является образованием, формирующимся и развивающимся. При специально создаваемых определенных педагогических условиях познавательный интерес, возможно, сформировать в младшем школьном возрасте, при этом он может стать в достаточной степени дифференцированным, устойчивым и действенным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Читайте также:

Реализация Национального Проекта «Образование»
Реализация ПНПО в РФ Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте зал ...

Нормативно-правовая база управления муниципальным общеобразовательным учреждением
образовательный школа кадровый трудовой К нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность муниципального общеобразовательного учреждения, относятся [15, с. 133]: 1.Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». 2.Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». 3.Гражд ...

Методы обучения психологии
Учебные задачи представляют собой конкретизацию целей обучения, необходимую для подбора соответствующих методов и приемов. С их помощью определяется, чему именно должны научиться учащиеся. Интересный и конструктивный подход к классификации учебных задач был предложен В.Я. Ляудис (1989). Учебные зад ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru