Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности

Современное образование » Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности » Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности

Страница 4

Познавательный интерес, как и творческая активность – сложные, многозначные явления, которые можно рассматривать с двух сторон.

Во-первых, они выступают как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Во-вторых, данные понятия являются ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника. Но для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности.

Проблема развития познавательного интереса младших школьников не имеет однозначного решения, по причине ее многофакторности.

М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательного интереса младших школьников влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя [33].

При формировании познавательного интереса младших школьников при выполнении разного рода заданий важно учитывать внутреннюю и внешнюю его стороны. Но так как учитель не может в полном объеме воздействовать на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредоточить внимание на средствах обучения и, следовательно, учитывать внешние условия.

Предметом познавательного интереса младших школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Формирование познавательных интересов в процессе обучения может проходить по двум основным каналам: во-первых, само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, во-вторых, путем определенной организации познавательной деятельности учащихся. Обе эти линии имеют свою довольно яркую специфику (Щукина Г.И.) [23].

Содержание обучения, учебный материал – это та основа, на которой учащиеся расширяют свой кругозор, открывают мир, многие неизвестные ранее явления и законы. Это может представлять для них постоянный интерес.

Итак, первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для них новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться.

Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только новыми яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить только к удивляющему и поражающему воображение.

Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того, чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого [16].

Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению видеть в знакомом – новое. Такое преподавание учит учеников пристально и глубоко всматриваться в явления и события жизни, ценить приобретаемые в школе знания. Оно подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроке.

Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких представлений о мире на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей. Значение этого процесса очень велико. Поднимаясь на новую ступень освоения мира и развития мышления, школьник становится сильнее, умнее, богаче, и это вызывает в нем чувство удовлетворения учением, укрепляющее познавательные интересы.

Воспитать у детей глубокий интерес к знаниям – это означает пробудить познавательную активность, и самостоятельность мысли, сформировать любовь к чтению книг и так далее. Пробуждая и развивая интерес к конкретной теме, к конкретному предмету, каждый педагог не просто осуществляет передачу опыта, учит чему-то своих питомцев, помогает им овладеть конкретными умениями и навыками, но и одновременно укрепляет веру в свои силы и творческие возможности у слабых учеников. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.

Главное в системе работы по формированию познавательного интереса младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радости, интереса [34].

На уроках учителей, уделяющих большое внимание воспитанию и формированию познавательных интересов у учеников, хорошо виден эмоциональный подъем школьников. Возгласы удивления, восхищения, вызванные познанием нового, поражающего воображения, смех в ответ на шутку, глубокие переживания в коллективе, взволнованность, связанная с проникновением в область нравственных отношений, восхищение силой художественного образа, доставляющего эстетическое наслаждение, улыбка, чувство удовольствия и удовлетворения по поводу своего удачного ответа, чувство гордости, вызванное хорошим ответом товарища,- все это разные по своей значимости для личности и глубине проявления чувства, но все они разбужены познавательным интересом. На уроках, не согретых эмоциями познавательного интереса, нельзя обнаружить ничего подобного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Формы организации воспитательной работы по проблеме
Нравственное воспитании младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Решение проблем нравственного воспитания в моём опыте осуществляется через такие широко известные активные ...

Виды стилей педагогического общения
В психолого–педагогической литературе наиболее часто выделяют 3 основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Для педагогов, которым свойственен авторитарный стиль характерно подавление своих воспитанников категоричным, не терпящим возражений суждениями, и бесцеремонностью в способах ...

Развитие музыкально-ритмических движений
Учить детей овладевать ходьбой под веселую маршевую музыку. Учитель сначала показывает, как ходит кукла (желательно использовать куклу большого размера), напевая: "Наша куколка идет, ни за что не упадет .", затем предлагает походить детям, говоря, что кукла теперь посмотрит на них (сначал ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru