Диагностика уровня развития патриотизма у старших дошкольников

Страница 4

Эти данные свидетельствуют о том, что воспитатели и родители формируют у детей абстрактные понятия, не наполняя их конкретными представлениями.

Таким образом, на основании изучения знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о достопримечательностях родного края – можно отметить, что у старших дошкольников имеются знания о стране, в которой они проживают, о родном городе, о некоторых исторических событиях, что говорит о возможности усвоения ими определенного объема знаний общественной тематики. Однако в знаниях детей существуют индивидуальные различия. Многие дети не понимают сущности явлений общественной жизни города, в своей речи пользуются штампами, их знания поверхностные, бессистемные. Это объясняется неумением родителей и некоторой части воспитателей правильно организовать процесс ознакомления дошкольников с родным краем и неправильной методикой формирования у дошкольников интереса к нему.

Для фиксации проявлений интереса дошкольников к родному краю мы проанализировали вопросы, которые задавали дети, тематику их рассказов, бесед в общении друг с другом, а также с воспитателями и родителями, содержание любимых книг, направленность игр и рисунков, поведение на различных занятиях и др.

Обобщение данных, полученных с помощью различных методов, позволило установить, что дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес к родному краю, однако у большинства детей (около 70%) данный интерес является ситуативным, эпизодическим, неустойчивым и исчезает с устранением внешнего стимула, поддерживающего этот интерес. Для детей обеих групп характерны вопросы, свидетельствующие об интересе больше к фактической стороне событий или о желании утвердиться в своих знаниях ("А в какой стране Минск?"; "А, правда, что фашистов победили?"). Тематика рисунков (детям было предложено нарисовать то, что больше всего нравится в родном городе) однообразна: дома, парки, улицы, конкретные признаки изображенных предметов не переданы. Дети проявляли невысокую активность в самостоятельном приобретении знаний, очень мало использовали полученные знания в различных видах деятельности. Сюжетно-ролевые игры были недлительны по продолжительности, с однообразными сюжетами, бедными по содержанию ("Солдаты и бандиты", "Белорусы и фашисты").

Примерно у третьей части детей был отмечен более устойчивый интерес к явлениям общественной жизни. Эти дети предпочитали слушать и рассказывать о подвигах людей во время войны, интересовались историей страны, им нравилось играть в военных, путешественников; в свободной изобразительной деятельности они чаще всего рисовали воинов, сражения, родной город, труд людей. Их игры отличались разнообразием тематики и сюжетов ("Освобождение города", "Путешествие по городу").

Анализ ответов детей на вопросы в ходе беседы показал, что, во-первых, дети не умели включиться в беседу, часто "уходили" от ответов, рассказывали не о своем крае, а о том, где они отдыхали летом (опрос-беседа проводился в сентябре), что видели. Такое поведение объяснялось неустойчивым вниманием, узким кругом интересов, неуверенностью в своих знаниях.

Во-вторых, был отмечен низкий уровень знаний дошкольников о родном крае и его символике. Конечно, здесь сказалось и длительное отсутствие многих детей летом, и наличие в группе новых воспитанников, но главная причина была в несистематической работе родителей и педагогов по ознакомлению детей с городом.

При статистическом анализе данных были выявлены следующие уровни сформированности патриотизма у старших дошкольников:

высокий уровень: в экспериментальной группе 4 ребенка, что составило 20% , от общего числа детей в данной группе; в контрольной группе 6 детей, что составило 30%.

средний уровень: в экспериментальной группе 10 детей, что составило 50%, от общего числа детей в данной группе; в контрольной группе 11 испытуемых, что составило 55%.

низкий уровень: в экспериментальной группе 6 дошкольников, что составило 30% , от общего числа детей в данной группе; в контрольной группе 3 испытуемых, что составило 15%.

Полученные статистические результаты представлены в таблице 2.2.1.

На констатирующем этапе эксперимента с помощью проведения диагностических процедур были измерены показатели когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов и определены уровни проявления патриотизма у старших дошкольников.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Условия развития художественно-творческих способностей у старшеклассников
Теоретический анализ и организация творческой деятельности учащихся показали, что для эффективности педагогического процесса развития художественно-творческих способностей учащихся в системе обучения истории необходимо выполнение ряда специфических педагогических условий. В педагогической литератур ...

Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Патриотизм (греч. patris - отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходя ...

Определение уровня развития изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш»
Изучив теоретические вопросы развития восприятия детей раннего возраста в предметной деятельности, лллмы перешли к экспериментальной работе, которая состоит из 3 последующих этапов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного. Экспериментальное исследование было организованно на базе ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru