Содержание и методика патриотического воспитания старших дошкольников на основе ознакомления с достопримечательностями родного края

Современное образование » Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с достопримечательностями родного края » Содержание и методика патриотического воспитания старших дошкольников на основе ознакомления с достопримечательностями родного края

Страница 2

3. Интеграция знаний (Н.Ф. Виноградова) — формирование целостного представления о родном крае и законах его развития через системное комплексное освоение явлений, происходящих в его природном и социокультурном контексте.

4. Единство содержания и методов — работа с детьми, которая находит свое отражение в структурном построении занятий.

5. Динамика преемственных связей — отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, учитывая при этом специфику изменения социального опыта детей дошкольного возраста.

6. Комплексность — содержание концентрируется в темах-комплексах "Моя Родина – Беларусь", "Родной поселок", "Символика города", "Личностное отношение к родному краю" (см. Приложение З).

Способность детей старшего дошкольного возраста осознанно воспринимать события и явления общественной жизни родного края в наибольшей мере проявляется при особой, целенаправленной организации процесса обучения, которая стимулирует детей к проявлению любознательности, творчества, самостоятельности в усвоении знаний.

Повышению эффективности проведения занятий по ознакомлению с родным краем способствовал соответствующий подбор методов обучения. Это связано с тем, что важно не только сообщить знания, но и сформировать у детей отношение к фактам, событиям, явлениям общественной жизни, происходящим в родном крае, создать условия для активного приобщения ребенка к социальной действительности, повысить личностную значимость всего происходящего. В процессе обучения уточняются знания, корректируются оценки и убеждения старших дошкольников, т. е. создается основа для формирования их мировоззрения [9]. За основу были взяты методы, предложенные С.А. Козловой, а также методы обучения и развития творчества Н.Н. Поддьякова.

Методы, повышающие познавательную активность:

— сравнение;

— моделирование и конструирование;

—экспериментирование и опыты.

Методы, стимулирующие эмоциональную активность:

— игровые: воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации;

— сюрпризные моменты;

— юмор и шутка.

Методы обучения и развития творчества:

— эмоциональная насыщенность окружения;

— мотивирование детской деятельности;

— исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование);

— прогнозирование (обобщенное умение рассматривать предметы и явления в движении — прошлое, настоящее, будущее);

— игровые приемы;

— юмор, шутка;

— детское экспериментирование;

— проблемные ситуации и задачи;

— вопросы, задаваемые детьми;

— догадки, предположения.

Учитывая, что в этом возрасте ведущим видом деятельности является игра, мы использовали игровые приемы, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия [1].

Большой интерес вызывали у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое родного края). В таких играх ребенок приобретал и совершенствовал знания об окружающем: об историческом прошлом родного края, о его современной настоящей жизни, т.е. у детей проявлялась познавательная активность, а на основании комбинирования полученных знаний при построении сюжетов, в стремлении детей подражать любимым героям формировалась творческая активность. Немаловажным являлось и то, что находя партнеров для игр и устанавливая с ними игровые и реальные отношения, создавая игровой образ и выражая свое отношение к выбранному герою, проявляя при этом личные качества, происходила реализация социальной активности детей.

Как показывают исследования Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, Т.А. Марковой, Н.Я. Михаленко, для сюжетно-ролевых игр ребенку недостаточно иметь знания и умения. Необходимо воспитателю научить его переносить полученные знания в игру.

Огромное значение при организации игровой деятельности, направленной на ознакомление старших дошкольников с родным краем, имело педагогическое общение, которое помогало не только управлять развитием активности в игре, но и оказывало большое влияние на формирование у ребенка чувства любви к родному городу [39].

Именно деятельность человека является тем связующим звеном, которое обеспечивает "преобразование" мира природы в "культурный облик" любого места. Усвоение детьми такого рода взаимосвязей уже на дошкольной ступени детства будет способствовать не только формированию представлений о целостной "картине мира", но и поможет овладеть "культурологическим видением", проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий [41,с.9].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Обоснование гуманистической методологии педагогики
Сравнение успехов в образовании в различных странах показывает, что они есть следствие развития философии образования в этих странах, а также степени ее «врастания» в педагогическую теорию и практику. Обращение к педагогическим трудам европейских ученых (XVIII–XIX вв.) также демонстрирует, что пере ...

Психолго-педагогические основы развития речи младших школьников
Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. «Внешняя речь,— как средство писал Л. С. Выготский,— есть процесс превращения мысли в слова, ее материализация» . Сле­довательно, психологической основой речи слу­жит мысль и условием ее развития является обогащение мысли. Лишь на осн ...

Практическое использование нетрадиционных форм работы с родителями в дошкольном учреждении
Практическая работа по внедрению нетрадиционных форм работы с родителями проводилась на базе ДОУ №96 «Умничка». Работа проводилась в течение всего года с родителями подготовительной группы. В начале года была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Работу начали с и ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru