Экскурсия является одной из форм организации непосредственного наблюдения детьми интересных событий и явлений. Во время экскурсий дети слушают рассказ педагога. Прежде всего, важно правильно отбирать объекты для наблюдения. Они должны быть яркими, выразительными, понятными детям. Если это экскурсии в природу, то необходимо выбирать живописные места и показывать детям их в различную погоду, т. е. способствовать видению красоты родного края (парки, сквер). Если это экскурсия к месту работы взрослых, то процесс и результат труда должны быть понятны ребенку (стройка, почта, магазин и т.д.). При этом важна и эстетическая сторона: чистота на объекте наблюдения, красивое оформление помещения, привлекательные для детей предметы. Дошкольникам свойственно, прежде всего, обращать внимание на внешнюю сторону наблюдаемых явлений, и эстетическое восприятие при этом служит основой для развития интереса к объекту наблюдения.
Нами были проведены экскурсии в библиотеку, на почту, в магазин. В процессе проведения экскурсий мы обращали внимание детей на то, что все это забота нашего государства о людях, о маленьких гражданах страны.
Содержание экскурсий служило основанием для последующей деятельности детей: рисования, лепки, игр, конструирования и др. Дети наблюдали за возведением жилого дома и по возращении строили дом из большого напольного строительного материала.
Показателем успешно проведенной экскурсии считается возникновение по инициативе детей сюжетно-ролевых игр. Это означает, что экскурсия вызвала эмоционально положительное отношение, потребность выразить его в собственной деятельности. Так возникла игра в библиотеку, строительство дома.
Мы понимали, что сложную задачу воспитания у дошкольников патриотизма невозможно решить без участия семьи. Мы использовали следующие формы работы с родителями:
1. Сбор наглядного материала о городе Рогачеве и поселке Приднепровский совместно с детьми (значки, открытки и пр.);
2. Проведение конкурсов детского рисунка на тему: "Улица, на которой я живу";
3. Для закрепления знаний о родственных связей в семье и семейных традиций среди родителей был проведен конкурс "Генеологическое дерево моей семьи" (см. Приложение О);
4. Проведение прогулок по местам боевой славы района;
5. Посещение художественной выставки картин о природе Беларуси;
6. Совместная деятельность детей и родителей по изготовлению сувениров для ветеранов Великой Отечественной войны;
7. Прослушивание аудиозаписей для детей: "Дедушкины рассказы" Любарской, "День Победы";
8. Акция "Чистый поселок", в течение которой родителям и детям предлагалось очистить от мусора путь следования к детскому саду, принять участие в озеленении, благоустройстве участка детского сада.
Таким образом, на формирующем этапе исследования нами была проведена опытно-педагогическая работа с педагогами, детьми и родителями.
С целью выявления эффективности проведенной работы мы провели контрольный эксперимент по той же методике, что и констатирующий.
Были получены данные, позволяющие судить об уровне развития у детей знаний и представлений о родном крае и его достопримечательностях (Приложение Д).
Активность дошкольников экспериментальной группы в играх проявлялась в разнообразии сюжетов и ролей ("Строители", "Почта", "Водитель автобуса" и т. д.), игровых действиях и отношениях, в коллективности и длительности игр; устойчивость активности – в повторении и усложнении знакомых сюжетов, применении новых атрибутов; осознанность – в способности самостоятельно организовать игру, выполнить роль, привлечь в игру сверстников и передать им некоторую информацию.
В ходе экскурсий дети обращали внимание на символику города, расположенную на зданиях, растяжках, вывесках (см. Приложение К).
В рисунках детей появились изображения достопримечательностей родного края (см. Приложение М).
патриотизм нравственный дошкольник достопримечательность
Таблица 2.3 1. Уровень развития патриотизма у старших дошкольников (контрольный этап исследования)
Группы |
Уровни | ||
высокий |
средний |
низкий | |
Эксп. гр. |
10 (50%) |
9 (45%) |
1 (5%) |
Контр. гр. |
8 (40%) |
10 (50%) |
2 (10%) |
Читайте также:
Комментированное чтение
как традиционный приём работы на уроках литературы
Термин «комментированное чтение» вошел в литературу вначале как определение приема обучения и получил более широкое истолкование несколько позже, когда некоторые авторы (Г.И. Беленький, М.А. Шнеерсон и др.) вынесли его в оглавление своих исследований, освещающих целостный анализ, в котором существе ...
Пути реализации политехнического образования
школьников
В процессе претворения в жизнь политехнического принципа в обучении школьников решается большой круг проблем. Политехническое образование в школе является одной из важнейших составных частей учебно-воспитательного процесса. При изучении основ наук учащиеся должны ознакомиться в теории и на практике ...
Использование интернета в создании учащимися презентаций на уроках художественной культуры России
Модернизация всей системы образования должна обеспечить эффективное использование информационных ресурсов. Одним из таких ресурсов при самостоятельной работе учащихся девятого класса над итоговой презентацией по пройденной теме художественной культуры России является Интернет. Только с помощью новы ...