Философские и экономические проблемы информатизации общества

Страница 2

Отличительными признаками информационного общества являются:

− информационная экономика;

− высокий уровень информационных потребностей всех членов общества и фактическое их удовлетворение для основной массы населения;

− высокая информационная культура;

− свободный доступ каждого члена общества к информации, ограниченный только информационной безопасностью личности, общественных групп и всего общества.

Несмотря на то, что глобальное информационное общество формируется локально и в разных странах этот процесс идет с различной интенсивностью, особенностями, движение к информационному обществу – это общая тенденция как для развитых, так и для развивающихся стран.

Состояние проблемы и ее актуальность. Информационная революция дола толчок к столь существенным переменным в развитии общества, что для его характеристики появился новый термин «информационное общество».

Само название впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования.

Академик А.П. Ершов предложил очень интересную критерию: «о фазах продвижения к информационному обществу следует судить по совокупным пропускным способностям каналов связи». Академик Ершов с помощью этой критерии, хотел сказать, что развитие каналов связи отражает и уровень компьютеризации, и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена, и другие проявления информатизации [4, с. 108].

В последнее десятилетие информатика как фундаментальная наука становится ключевой составляющей всей системы научного познания и будет в значительной степени определять пути формирования глобального информационного общества, основанного на знаниях. В связи с этим вполне понятен тот повышенный интерес к проблеме уточнения места информатики в системе наук, а также к ее фундаментальным основам, историко-философским, научно-методологическим и социально-культурологическим аспектам, который наблюдается сегодня как в сфере науки, так и в сфере образования.

В то же время в системе образования и подготовки научных кадров высшей квалификации, как в нашей стране, так и за рубежом, все еще доминирует инструментально-технологический подход к изучению проблем информатики, а ее фундаментальные аспекты часто рассматриваются в качестве второстепенных. А ведь эти аспекты, выключая научно-методологические, семиотические и философские основания информатики, являются сегодня наиболее актуальными, так как именно они необходимы для обеспечения фундаментальности подготовки научных кадров и специалистов самого различного профиля, формирования новой информационной культуры общества, адекватной вызовам 21-го века.

Причина здесь заключается в том, что проблема позиционирования информатики в современной системе науки еще недостаточно исследована в системном плане, хотя актуальность таких исследований очевидна.

В отечественной науке подход к проблемам информатики является существенно более комплексным и содержательно ориентированным. Однако следует признать, что и в нашей стране все еще отсутствует четкое позиционирование информатики в системе науки, а научно обоснованные подходы к изучению проблем информатики в системе образования и подготовки научных кадров должным образом не используются.

Было бы наивным представлять себе информационное общество как новый вариант социального рая, где нет проблем, трудностей. Разумеется, и проблемы, и трудности, и противоречия свойственны ему, как и любому другому обществу, однако они имеют свой специфический характер.

Путь к решению насущных экономических и социально-политических проблем лежит через автоматическую трансформацию современного общества благодаря присущим микроэлектронной техники возможностям.

Комплексный характер проблем информатики. Необходимость комплексного исследования проблем информатики не только в рамках академического сектора науки, но также и в системе образования [7, с. 95].

Информатика – область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования и использования информации с помощью компьютера.

Главный вывод, который можно сделать из анализа содержания этих работ, заключается в том, что наступает новый период развития информатики как междисциплинарного научного направления, которое будет выполнять интеграционные функции для других направлений науки, как естественнонаучных, так и гуманитарных. Проникновение идей и методов информатики в эти области диктуется сегодня потребностями и логикой развития самой фундаментальной науки, а также необходимостью решения ряда важных прикладных проблем. Следует ожидать, что это проникновение не только даст новый импульс для развития научных исследований на стыке информатики с другими науками, но также обогатит и саму информатику новыми перспективными идеями. Но при этом восхищаясь возможностями, которые несет информационное общество, не следует забывать о тех противоречиях, которые оно потенциально содержит и которые уже, по мере продвижения к нему, проявляются.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Методы организации обучения с применением персонального компьютера
В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный репродуктивный проблемный исследовательский Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи между учеником и системой обучения, его использование в системах с использованием ПК б ...

Ловкость как один из видов двигательных способностей
Слово «Ловкость» - есть производная от слова «лов» - ловить. Первоначальное значение слова относится к охоте промыслу, ловле зверя, птицы, рыбы. С течением времени значение слова расширилось и перенесено было на человека, но смысл его мало изменился с тех пор. Ловкость по -прежнему определяется как ...

Опыт организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников на уроках географии
Опираясь на известное определение учебно-исследовательской деятельности учащихся, данное Г. В. Артемьевой и А. В. Дружковой, учебно-исследовательская деятельность считается одним из видов школьного исследования, целью которого является выяснение учениками реального состояния изучаемого географическ ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru