Мы провели анализ проявления некоторых характеристик социализации у выпускников школ города.
Причем для анализа были выбраны образовательные учреждения разных типов: гимназия и общеобразовательная школа. Исходя из концепций общеобразовательной школы и гимназии мы сравнили желаемый и реальный образ школьника в процессе социализации.
Исследование выявило существенные различия между желаемым и реальным образом ученика гимназии.
Если по когнитивному критерию реальный образ ученика гимназии почти совпадает с желаемым, то по всем остальным наблюдаются несовпадения. Наиболее значительны они по нравственному критерию, а в частности по проявлению такой характеристики, как «знания об отношении к обществу, труду, другому человеку, к самому себе», «преобразование знаний в личные убеждения, ценности». Выпускники и общеобразовательной школы, и гимназии имеют близкие показатели по характеристикам когнитивного компонента социализации. Наибольшие различия обнаружились по характеристикам нравственного и мотивационно – деятельностного компонентов социализации. На наш взгляд, это связано с рядом факторов: в общеобразовательных учреждениях не уделяют достаточного внимания знаниям о способах, нормах, правилах взаимодействия, умению планировать собственную деятельность, проявлять инициативу и гражданскую позицию; проявление нравственных и мотивационно-деятельностных характеристик у школьников связано в основном лишь с особенностями семейного воспитания.
Как показало наше исследование, в гимназии в основном обучаются дети из благополучных семей (высокий уровень образования родителей, достаточно высокий материальный достаток, семьи в подавляющем большинстве полные и т.д.), что предполагает позитивное влияние на формирование таких характеристик личности школьника, как «проявление социальной ответственности», «преобразование знаний в личные убеждения и ценности», «стремление заниматься общественно-полезной деятельностью» и др.
Полученные данные, безусловно, предполагают, что независимо от вида образовательного учреждения (но с учетом его специфики) необходимо пересмотреть подход к работе с семьями учащихся, образовательное пространство не должно ограничиваться стенами только школы или гимназии, необходимы новые формы взаимодействия родителей, школьников и педагогов.
Читайте также:
Основные теоретические направления в исследованиях операций мыслительной
деятельности
Современными психологами справедливо отмечается тот факт, что в умственной деятельности человека чувственные представления играют второстепенную роль. Если мы зададимся вопросом о том, как протекает наша мыслительная деятельность, если мы вглядимся в её внутреннюю структуру, то мы без труда убедимс ...
Оценка эффективности применения мультимедиа-технологий на уроках МХК по
итогам практики в школе
Описанные выше виды экспертизы и оценки различных аспектов применения продуктов мультимедиа в рамках учебного процесса, безусловно, необходимы и способны дать существенный объем данных, но они не отражают эффективность непосредственного применения мультимедиа-продуктов с помощью соответствующих тех ...
Особенности подготовки кадров по профилю технологии социальной работы
Неудивительно, что после официального введения специальности социального работника первыми социальными работниками стали учителя, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по специальностям «социальная работа», «социальная педагоги ...