Использование деловых игр на уроках информатики и ИКТ позволяет учителю:
– использовать полученные учащимися знания для решения различных практических, исследовательских и учебных задач (закрепление знаний);
– демонстрировать учащимся красоту научной мысли, достижения ученых в области информатизации практической деятельности;
– осуществлять диагностику общеучебных компетенций учащихся;
– выявлять и развивать индивидуальные возможности и творческие способности детей;
– способствовать приобретению учащимися навыков получения, обработки и представления научных знаний, как в письменной, так и в устной форме;
– способствовать развитию познавательного интереса учащихся через радость творчества и те положительные эмоции, которые они будут испытывать при решении творческих задач;
– способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе.
Несмотря на многочисленные и неоспоримые достоинства использования технологии деловой игры на уроках информатики, данный вид учебно-познавательной деятельности редко находит свое применение в обучении – с одной стороны, из-за сильной привязанности многих педагогов к традиционным методам и средствам обучения, с другой стороны, высокой трудоемкости и сложности при разработке сценария такого урока, наличия специальных управленческих компетенций учителя информатики, а также из-за отсутствия методических рекомендаций по применению деловой игры в учебном процессе.
Традиционное отечественное образование, прежде всего, концентрируется на передаче знаний фундаментального теоретического характера и гораздо меньше внимания уделяет прикладным знаниям. Большая часть выпускников школ испытывает чрезвычайные трудности в дальнейшей социальной адаптации, в том числе и из-за отсутствия у них знаний и навыков прикладного, практического уровня. У части выпускников отмечается задержка социального развития, перспективы жизни на несколько лет вперед кажутся еще далекими и абстрактными, будущие социальные роли не воспринимаются как свои.
Вот почему так актуальна подготовка юношей и девушек к важнейшим социальным ролям, которые они смогут «примерить» на себя на уроках с помощью игровых технологий.
Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.
Однако прежде чем включить игровую технологию в учебный процесс необходимо определить: какой учебный материал целесообразно изучать с использованием игровой технологии; для какого состава учеников следует ее применять; как увязать игру с другими способами обучения; как найти время в учебном плане для ее проведения; какую игровую технологию следует выбрать по конкретной учебной теме.
При организации и проведении игровой технологии необходимо стремиться к максимальной концентрации во времени, так как при значительных перерывах ученики теряют нить игры, эмоциональный настрой, забывают правила. В тоже время следует учитывать и такие факторы, как утомляемость игроков, необходимость продумать полученные результаты, проанализировать сложившуюся ситуацию, изменить стратегию или тактику игровых действий. Если отдельные игроки или игровые группы не в состоянии продвигаться по содержанию игровой технологии, учитель может поменять исходные данные и затем продолжить игру. Такой же подход в игровом процессе возможен, если одна или несколько игровых групп значительно опережают остальных по всем остальным показателям. В этом случае вводную информацию надо менять для того, чтобы у тех, кто явно лидирует, не пропало желание играть, а у тех, кто отстал, все-таки появилась возможность выровнять игру.
Читайте также:
Индивидуальный подход к учащимся
Мастер-воспитатель всегда имеет дело с конкретной развивающийся личностью, которая обладает рядом свойственных ей индивидуальных особенностей. Этим и объясняется то, что воспитательные меры с учетом применяемых к одному учащемуся, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению ...
Функции педагогического общения
Педагогическое общение выполняет практически все основные функции, которые реализуются в обыденно-житейском непедагогическом общении. Наряду с этим функции педагогического общения имеют свои отличительные особенности (А.А. Лобанов). Информационная функция заключается в передаче через общение опреде ...
Расчет себестоимости объектов труда
Себестоимость в основном определяется затратами на материалы, электроэнергию и оплату труда. Плановая калькуляция на проведение урока, 2 учебных часа (90 мин.) № Материал На 1 чел. Цена (руб.) Расход Затраты на материал 1 Пряжа шерстяная серая 40 руб. (1 моток – 50 грамм) 50 грамм 40 руб. 2 Пряжа ш ...