Для развития диалогической речи русскоязычных учащихся – большое значение имеют требование, т.е. задание. Чтобы решать вопросы привития учащимся начальных классов хотя бы элементарных навыков повседневного общения на якутском языке, нужно знать, какие же особенности отличают разговорную диалогическую речь от литературно обработанной, нормированной книжной речи.
Вся специфика разговорной диалогической речи вызвана условиями, в которых она функционирует, тем, что, с одной стороны, она – устная речь, с другой стороны – диалогическая речь.
Разговорная диалогическая речь – это одна из форм функционирования эвенского языка. Навыки разговорной диалогической речи должны базироваться на лексических, грамматических и фонетических умениях и навыках, которые приобретают учащиеся на уроках эвенского языка. Следовательно, обучение учащихся разговорной диалогической речи на эвенском языке может строиться в основном в рамках тех слов, грамматических форм, синтаксических моделей, усвоение которых предусматривается учебной программой в том или ином классе.
Существует еще один методический прием, тоже связанный с диалогом, которому мы придаем громадное воспитательное значение – это методически продуманные поручения, которые даются учащимся.
Ученикам дается определенное поручение. Желательно, чтобы такое поручение имело практическое, учениками осознаваемое значение. При этом они должны:
Внимательно выслушать, прочитать задание.
Понять содержание задания.
Запомнить задание.
Выполнить задание.
Дать словесный ответ о выполненном задании.
Таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь. Как видите, нагрузка изрядная, а потому надо хорошенько продумывать сущность и содержание поручения, которое дается ученикам.
Учитывая эти условия,разработаны задания для обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся 2 класса на уроках эвенского языка с приемами обучения диалогической эвенской речи.
Подготовительный этап – подготовка не владеющих родным языком детей к ведению диалога на эвенском языке.
Коммуникативная установка:
1. Восприятие диалоговых предложений на эвенском языке, построенных в соответствии литературных норм образцов эвенской речи
Прием: показ образца
Задание № 1.Повторите за учителям.
- Хи гэрбэс ни?
- Би гербэву Сардаана.
- Фамилияс ни?
- Иванова
- Ады аннанан?
- Би аннанан надан.
Прием: прослушивание магнитофона (диктафона)
Задание № 2.Выучите наизусть слова из эвенского речевого этикета
-Ай бадирапач. – Доброе утро.
-Ай инэнэч. – Добрый день.
-Ай хиэсэтич. – Добрый вечер.
-Бакалдала истала. – До встречи.
Прием: хоровое проговаривание
Задание № 3. Читайте за учителем хором
Мунру – мунру мунрукан,
бэлтэс – бэлтэс бэлтэнэкэн
Нэлгэ – нэльгэ нэнэндулэн
бунтас – бунтас тогачиддам.
Прием: применение готовых мини диалогов
Задание № 4. Прочитайте мини диалог, запомните и повторите
- Хи кинэлэ хорэннэс-гу? (инэ; хорэннэву)
- Хи гэрбэс ни?
-ади классла hупкучимни?
2. Создание условий для построения собственных речевых диалоговых высказываний на эвенском языке, в которых ученики могли бы использовать все те средства эвенского языка, которыми они должны овладеть
Прием: перевода
Задание № 1. Прочитайте слова, переведите. Нёнчак (волк), дыл (голова), окат (река), биракчан (ручей), кукатан (рукавицы), хуличан (лиса), чивкачан (птичка), нин (собака). Постройте диалог в форме вопрос – ответ, используя эти слова сначала на русском языке, затем на эвенском.
Прием: интонирование
Задание № 2. Правильно прочитайте словосочетания с различной интонацией, отвечая на вопросы.
Гэрбэс ни? (Би гэрбэву Оля.)
Доскала нели!
Книгав гали.
Прием: постановки вопросов
Задание № 3. Прочитайте слова, поставьте вопросы Эрэк як? (Это что?)
- Нярикан, книга, асаткан, ньочэ, куна, ньолтэн. (Мальчик, книга, девочка, цветы, ребёнок, солнце.)
Прием: чередование реплик
Задание № 4. Придумайте ряд чередующих слов, ставя вопрос Эрэк ни? (Это кто?)
Читайте также:
Анализ современной социокультурной ситуации. Необходимость модернизации
образования
Система образования, как важный институт социального и социо-культурного воспроизводства, призвана эффективно реагировать на изменения в системах общества и его культуры, поскольку эти изменения влекут за собой новые задачи и возможности, а, следовательно, требуют от молодых людей, включающихся в ж ...
Организационная структура
университета
Университет самостоятельно формирует свою структуру и подразделения, необходимые для его функционирования, за исключением создания, переименования и ликвидации филиалов. Структурные подразделения Университета создаются для реализации задач и целей Университета, выполнения его функций. Статус и функ ...
Компетенция ОПК-3
Компетенция ОПК-3 – это общепрофессиональная компетенция: «готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов». Под компетенцией ОПК-3 понимается владение выпускником вуза технологиями и методами решения диагностических задач с учетом специфики области пред ...