Для развития диалогической речи русскоязычных учащихся – большое значение имеют требование, т.е. задание. Чтобы решать вопросы привития учащимся начальных классов хотя бы элементарных навыков повседневного общения на якутском языке, нужно знать, какие же особенности отличают разговорную диалогическую речь от литературно обработанной, нормированной книжной речи.
Вся специфика разговорной диалогической речи вызвана условиями, в которых она функционирует, тем, что, с одной стороны, она – устная речь, с другой стороны – диалогическая речь.
Разговорная диалогическая речь – это одна из форм функционирования эвенского языка. Навыки разговорной диалогической речи должны базироваться на лексических, грамматических и фонетических умениях и навыках, которые приобретают учащиеся на уроках эвенского языка. Следовательно, обучение учащихся разговорной диалогической речи на эвенском языке может строиться в основном в рамках тех слов, грамматических форм, синтаксических моделей, усвоение которых предусматривается учебной программой в том или ином классе.
Существует еще один методический прием, тоже связанный с диалогом, которому мы придаем громадное воспитательное значение – это методически продуманные поручения, которые даются учащимся.
Ученикам дается определенное поручение. Желательно, чтобы такое поручение имело практическое, учениками осознаваемое значение. При этом они должны:
Внимательно выслушать, прочитать задание.
Понять содержание задания.
Запомнить задание.
Выполнить задание.
Дать словесный ответ о выполненном задании.
Таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь. Как видите, нагрузка изрядная, а потому надо хорошенько продумывать сущность и содержание поручения, которое дается ученикам.
Учитывая эти условия,разработаны задания для обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся 2 класса на уроках эвенского языка с приемами обучения диалогической эвенской речи.
Подготовительный этап – подготовка не владеющих родным языком детей к ведению диалога на эвенском языке.
Коммуникативная установка:
1. Восприятие диалоговых предложений на эвенском языке, построенных в соответствии литературных норм образцов эвенской речи
Прием: показ образца
Задание № 1.Повторите за учителям.
- Хи гэрбэс ни?
- Би гербэву Сардаана.
- Фамилияс ни?
- Иванова
- Ады аннанан?
- Би аннанан надан.
Прием: прослушивание магнитофона (диктафона)
Задание № 2.Выучите наизусть слова из эвенского речевого этикета
-Ай бадирапач. – Доброе утро.
-Ай инэнэч. – Добрый день.
-Ай хиэсэтич. – Добрый вечер.
-Бакалдала истала. – До встречи.
Прием: хоровое проговаривание
Задание № 3. Читайте за учителем хором
Мунру – мунру мунрукан,
бэлтэс – бэлтэс бэлтэнэкэн
Нэлгэ – нэльгэ нэнэндулэн
бунтас – бунтас тогачиддам.
Прием: применение готовых мини диалогов
Задание № 4. Прочитайте мини диалог, запомните и повторите
- Хи кинэлэ хорэннэс-гу? (инэ; хорэннэву)
- Хи гэрбэс ни?
-ади классла hупкучимни?
2. Создание условий для построения собственных речевых диалоговых высказываний на эвенском языке, в которых ученики могли бы использовать все те средства эвенского языка, которыми они должны овладеть
Прием: перевода
Задание № 1. Прочитайте слова, переведите. Нёнчак (волк), дыл (голова), окат (река), биракчан (ручей), кукатан (рукавицы), хуличан (лиса), чивкачан (птичка), нин (собака). Постройте диалог в форме вопрос – ответ, используя эти слова сначала на русском языке, затем на эвенском.
Прием: интонирование
Задание № 2. Правильно прочитайте словосочетания с различной интонацией, отвечая на вопросы.
Гэрбэс ни? (Би гэрбэву Оля.)
Доскала нели!
Книгав гали.
Прием: постановки вопросов
Задание № 3. Прочитайте слова, поставьте вопросы Эрэк як? (Это что?)
- Нярикан, книга, асаткан, ньочэ, куна, ньолтэн. (Мальчик, книга, девочка, цветы, ребёнок, солнце.)
Прием: чередование реплик
Задание № 4. Придумайте ряд чередующих слов, ставя вопрос Эрэк ни? (Это кто?)
Читайте также:
Особенности использования проектной методики на средней ступени. Пути обучения
лексическому навыку
В данном параграфе предпринята попытка рассмотрения психолого-педагогических основ использования проектной методики с учётом специфики иностранного языка как учебного предмета на средней ступени обучения в средней общеобразовательной школе, который включает следующие положения: - роль ИЯ как учебно ...
Характеристика форм построения занятий
Процесс физического воспитания любого контингента населения (людьми разного возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности) осуществляется путем последовательного проведения отдельных занятий физическими упражнениями. Являясь относительно самостоятельным звеном этого процесса, каж ...
Самостоятельная организация деятельности детей в первой половине дня
Утро я начала с приема детей в группу, воспитатель наблюдала за моими действиями. После того как все дети были в группе я проводила утреннюю зарядку с детьми, потом назначила дежурных для сервировки столов, а с остальными детьми наводили порядок в группе. После того как дети сели за столы пожелала ...