Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен

Современное образование » Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен

Страница 2

Возникший вновь интерес к феномену среды во многом объясняется изменением самой окружающей человека среды и разработкой систем личностно-ориентированного образования. Последнее обусловило становление понятия «ситуация», обозначающего совокупность факторов, детерминирующих развитие. Ситуация развития личности является выражением «средовой» природы личностной социализации индивида, при котором меняется подход к управлению процессами развития и саморазвития личности: педагогическое взаимодействие осуществляется не через предметную деятельность, как это имеет место при развитии понятийного мышления, умственных действий и т.п., а через создание определенной среды, в которой развертываются жизненно значимые ситуации и события, востребующие проявление и развитие личности, Этим обусловлена актуальность проблемы проектирования и реализации возможностей образовательных сред (средовых условий) развития личности как ресурса качества образования. Особенно это значимо для исследования возможностей профессионально-ориентированной среды, в которой оказывается студент учреждения высшего образования.

Воздействие среды на развитие человека рассматривалось как в трудах классиков зарубежной педагогики - К.А. Гельвеция, Я.А. Коменского, Р. Оуэна, Ж.Ж. Руссо и др., так и в работах отечественных педагогов и общественных деятелей П.Ф. Каптерева, О.Б. Крупениной, Л.Н. Толстого, В.П. Шульгина и др. Большое внимание к разработке вопросов взаимосвязи среды и образовательного процесса уделялось в советской педагогике Н.Н. Иорданским, Н.К. Крупской, А.В. Луначарским, С.С. Моложавым, А.П. Пинкевичем, С.Т. Шацким, и др., а также в более поздних работах Е.А. Аркина, Г.С. Костюка, О.П. Околелова.

Специфика образовательной среды и различные аспекты средовой проблематики нашли отражение в трудах Д.Б. Беляева, В.С. Библера, В.Г. Бочаровой, Ю.С. Бродского, Р.Б. Вендровской, Н.А. Вьюновой, Н.А. Ветлугина, В.Г. Воронцова, З.А. Галагузовой, С.Д. Дерябко, М.М. Князевой, В.А. Козырева, Н.Б. Крыловой, Т.Н. Мальковской, Ю.С. Майнулова, Л.И. Новиковой, В.А. Петровского, В.З. Равкина, П.И. Рокитинского, В.Д. Семенова, М.М. Скаткина, В.И. Слободчикова, Ю.В. Сычёва, Ф.А. Фрадкина, Р.Х. Шакурова, В.А. Ясвина. Новые аспекты проблемы выявлены в исследованиях «дидактических компьютерных сред» (Е.В. Данильчук, А.М. Коротков, А.В. Петров), «этнокультурных сред» (Г.Н. Волков, О.Д. Мукаева, А.Б. Панькин) и др.

Историографический анализ показывает, что проблема образовательной среды рассматривалась многоаспектно: в контексте гуманизации среды (Е.Н. Шиянов) и взаимодействия разных типов сред (Н.А. Вьюнова); выявлялись способы конструирования сред с различной направленностью – на развитие одаренности (Н.О. Гафурова), с поликультурной (О.В. Гукаленко) и профессиональной (Т.В. Черникова) направленностью; разрабатывалось создание комфортной, адаптивной, диалогической (С.В. Белова) и др. сред. Специально обсуждалась методология средового подхода (Ю.С. Мануйлов, В.В. Сериков). Однако, несмотря на значительное число научных публикаций по отдельным аспектам проблемы педагогического потенциала среды, её функций и структуры, многие существенные вопросы остаются нерешенными, среди них и вопрос об образовательной среде вуза как профессионально - и личностно-развивающего феномена. По сути, нет специальных работ, раскрывающих роль образовательной среды вуза в развитии профессионализма и личности будущего специалиста. В полной мере это относится и к студентам медицинского университета, на примере которых было проведено данное исследование.

Науки, изучающие природу, технику, человека (из последних особенно философия, экология) не обходят вниманием влияние среды на человека. Однако правомерно ли рассматривать среду как педагогический феномен? Вероятно да, если удастся обосновать возможности целенаправленного проектирования и реализации потенциала среды в поддержке личностно-профессионального становления специалиста.

Исследовать среду как педагогический феномен – значит, выявить ее специфические возможности как источника профессионального и личностного опыта, стимулов самореализации будущего специалиста в профессионально значимых общностях и др. Современный этап научно-педагогических исследований характеризуется ориентацией на целостность и системность в оценке факторов личностного и профессионального роста специалиста, что необходимо побуждает обратиться и к средовым феноменам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Критерии эффективности личностно-ориентированного урока
Существует множество подходов к анализу урока, его оценке. В зависимости от целей урока, его функций, опыта работы учителя, включая характер его взаимоотношений с учениками (а он у каждого свой, ведь учитель — тоже личность!), необходимо выбрать разные критерии оценки урока. Урок — та учебная ситуа ...

Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы
1.Слушание музыки. 2.Пение. 3.Музыкально-ритмические движения и танцы. 4.Игра на элементарных музыкальных инструментах. 5.Театрализованная деятельность. Слушание музыки направлено на развитие у детей интереса к окружающему их миру звуков, способствует развитию слухового внимания, воспитанию потребн ...

Формы организации воспитательной работы по проблеме
Нравственное воспитании младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Решение проблем нравственного воспитания в моём опыте осуществляется через такие широко известные активные ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru