Анализ исследований свидетельствует о недостаточной разработанности вопросов взаимосвязи между функциями, присущими среде, и ее структурной организацией. По сути, не исследована методология и технология применения средового подхода в педагогическом исследовании и проектировании. Актуальность заявленной проблемы исследования обусловлена противоречиями между:
постоянно увеличивающимся числом обращений исследователей и проектировщиков образования к понятию образовательной среды и отсутствием чёткой дефиниции категории «образовательная среда как педагогический феномен», а также современной типологии образовательных сред;
пониманием недопустимости сведения целостности педагогической реальности лишь к узко понимаемому педагогическому взаимодействию вне рассмотрения функций среды в этом процессе и отсутствием обоснованных методологических регулятивов и процедур реализации средового подхода как одного из принципов познания и проектирования педагогических явлений;
многочисленными данными о влиянии среды учреждения высшего профессионального образования на развитие специалиста и отсутствием концептуальных основ, раскрывающих механизмы влияния средовых факторов на развитие студента и выступающих ориентировочной основой проектирования и создания образовательной среды развивающего типа;
необходимостью интенсивного вхождения будущего специалиста в среду профессионального общения, творческо-деловых и межличностных контактов и отсутствием специальной работы кафедр по созданию сред личностно-профессионального развития, что обусловлено отсутствием научных представлений о структуре, функциях и условиях реализации личностно-развивающего потенциала образовательной среды на уровне кафедры, факультета, университета в целом;
становлением информационного пространства высшей школы в связи с расширением использования новых информационных технологий и отсутствием исследований по вопросам проектирования и оценки влияния информатизации на становление нового качества образовательной среды вуза.
В исследованиях по проблемам образовательных сред пока еще слабо разработаны представления об их природе и возможностях их целенаправленного проектирования. Последнее отмечается в работах В.С. Библера, В.Г. Воронцовой, В.А. Козырева, В.И. Слободчикова, В.А. Ясвина). Вышеизложенное дает основание предполагать, что исследование образовательной среды вуза как педагогического феномена даст возможность преодолеть разрыв между признанием образовательной среды фактором, существенно влияющим на развитие специалиста, и недостаточным использованием средового подхода как методологии исследования, проектирования и, соответственно, как одной из технологий реализации целостного образовательного процесса в высшей школе.
Сказанное выше определило проблему исследования, которая состоит в определении природы и развивающих возможностей образовательной среды учреждения высшего профессионального образования как ресурса качества профессиональной подготовки специалистов, а также концептуального подхода к проектированию и реализации образовательного потенциала среды. Эта общая проблема включает ряд составляющих ее проблем – обоснование сущности образовательной среды вуза как педагогического феномена и на этой основе создание системы работы кафедры по проектированию образовательной среды как системы условий личностно-профессионального развития и саморазвития студентов.
Актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная научно-теоретическая и практическая разработанность, необходимость разрешения названных выше противоречий обусловили выбор темы исследования – «Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского вуза)».
Объект исследования: образовательная среда высшего учебного заведения – медицинского университета.
Предмет: система работы кафедры по проектированию и созданию среды профессионально-личностного развития и саморазвития студентов.
Цель исследования: теоретически обосновать систему работы кафедр учреждения высшего профессионального образования (на примере медицинского университета) по проектированию и созданию образовательной среды как системы условий профессионально-личностного развития и саморазвития студентов, расширяющих возможности собственно предметного обучения.
Читайте также:
Рекомендации родителям по воспитанию единственного
ребенка в семье
Родители не должны оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом им надо постараться объяснить ему, что у них и других родственников есть и другие дела, помимо заботы о нём. Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, « ...
Формирование и использование
интеллектуальных ресурсов школы
Информатизация управляющей системы и организация информационных потоков при решении задач функционирования и развития школы сегодня представляется необходимым, но не достаточным условием построения школьного информационного пространства. Главными субъектами процесса информатизации являются педагоги ...
Перспективы
развития педагогической профессии
В сфере образования, как и в других областях материального и духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Это закономерный процесс разделения труда, проявляющийся не только и не столько в дроблении, сколько в развитии все более совершенных и эффективных обо ...