Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен

Современное образование » Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен

Страница 3

Анализ исследований свидетельствует о недостаточной разработанности вопросов взаимосвязи между функциями, присущими среде, и ее структурной организацией. По сути, не исследована методология и технология применения средового подхода в педагогическом исследовании и проектировании. Актуальность заявленной проблемы исследования обусловлена противоречиями между:

постоянно увеличивающимся числом обращений исследователей и проектировщиков образования к понятию образовательной среды и отсутствием чёткой дефиниции категории «образовательная среда как педагогический феномен», а также современной типологии образовательных сред;

пониманием недопустимости сведения целостности педагогической реальности лишь к узко понимаемому педагогическому взаимодействию вне рассмотрения функций среды в этом процессе и отсутствием обоснованных методологических регулятивов и процедур реализации средового подхода как одного из принципов познания и проектирования педагогических явлений;

многочисленными данными о влиянии среды учреждения высшего профессионального образования на развитие специалиста и отсутствием концептуальных основ, раскрывающих механизмы влияния средовых факторов на развитие студента и выступающих ориентировочной основой проектирования и создания образовательной среды развивающего типа;

необходимостью интенсивного вхождения будущего специалиста в среду профессионального общения, творческо-деловых и межличностных контактов и отсутствием специальной работы кафедр по созданию сред личностно-профессионального развития, что обусловлено отсутствием научных представлений о структуре, функциях и условиях реализации личностно-развивающего потенциала образовательной среды на уровне кафедры, факультета, университета в целом;

становлением информационного пространства высшей школы в связи с расширением использования новых информационных технологий и отсутствием исследований по вопросам проектирования и оценки влияния информатизации на становление нового качества образовательной среды вуза.

В исследованиях по проблемам образовательных сред пока еще слабо разработаны представления об их природе и возможностях их целенаправленного проектирования. Последнее отмечается в работах В.С. Библера, В.Г. Воронцовой, В.А. Козырева, В.И. Слободчикова, В.А. Ясвина). Вышеизложенное дает основание предполагать, что исследование образовательной среды вуза как педагогического феномена даст возможность преодолеть разрыв между признанием образовательной среды фактором, существенно влияющим на развитие специалиста, и недостаточным использованием средового подхода как методологии исследования, проектирования и, соответственно, как одной из технологий реализации целостного образовательного процесса в высшей школе.

Сказанное выше определило проблему исследования, которая состоит в определении природы и развивающих возможностей образовательной среды учреждения высшего профессионального образования как ресурса качества профессиональной подготовки специалистов, а также концептуального подхода к проектированию и реализации образовательного потенциала среды. Эта общая проблема включает ряд составляющих ее проблем – обоснование сущности образовательной среды вуза как педагогического феномена и на этой основе создание системы работы кафедры по проектированию образовательной среды как системы условий личностно-профессионального развития и саморазвития студентов.

Актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная научно-теоретическая и практическая разработанность, необходимость разрешения названных выше противоречий обусловили выбор темы исследования – «Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского вуза)».

Объект исследования: образовательная среда высшего учебного заведения – медицинского университета.

Предмет: система работы кафедры по проектированию и созданию среды профессионально-личностного развития и саморазвития студентов.

Цель исследования: теоретически обосновать систему работы кафедр учреждения высшего профессионального образования (на примере медицинского университета) по проектированию и созданию образовательной среды как системы условий профессионально-личностного развития и саморазвития студентов, расширяющих возможности собственно предметного обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Читайте также:

Опытное обучение лексическому аспекту английского языка на основе семантико-синтаксического подхода в 7 классе и анализ его результатов
Опытное обучение (ОО) школьников средней ступени лексическому аспекту ИЯ проводилось в гимназии № 47 г. Уфа. Продолжительность ОО составила 2 недели. В нем приняли участие 14 человек, которые обучались по программе для средних общеобразовательных школ. Эксперимент проводился в несколько этапов: 1) ...

Основные формы организации производственного обучения
Формы производственного обучения, как и любого другого обучения, обусловлены различными видами общения (взаимодействия) в зависимости от цели воспитания. Вместе с тем на их особенности влияют характер и содержание труда представителей тех и или иных профессий, а также роль и место профессий в общес ...

Формы проявления нарушений поведения
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовы ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru