Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что проектирование и реализацию образовательных функций среды высшего учебного заведения можно будет осуществить, если:
образовательная среда вуза будет рассматриваться как совокупность целенаправленно создаваемых и спонтанно возникающих факторов профессиональной социализации специалиста, не сводимых к собственно предметному обучению и проявляющихся в виде коллизий, жизненно-профессиональных ситуаций, обеспечивающих вхождение студентов в образ жизни, мышления и профессионального поведения будущего специалиста;
будет разработана структурно-функциональная модель образовательной среды, отражающая состав, структуру и механизмы действия средовых факторов на становление специалиста и вытекающие из этой модели требования к организации средового пространства вуза;
будут выявлены и актуализированы в соответствии с представленной моделью элементы среды, значимые для обеспечения ситуации развития специалиста и специфичные для вуза данного профиля;
будет разработана система работы кафедры (в соответствии с представленной моделью) по проектированию и актуализации образовательной среды как системы условий профессионально-личностного развития и саморазвития студентов, дополнительных по отношению к собственно предметному обучению и обеспечивающих целостность ситуации развития личности студента медицинского вуза;
будут разработана технология проектирования образовательных сред высшей школы как факторов профессиональной социализации специалистов, технологии диагностики, проектирования и управления средовыми факторами с учётом многообразия сред, обеспечивающих развитие специалиста на примере становления будущего врача как личности и профессионала;
будут реализованы технологии поддержки и сопровождения (тьютерства) профессионально-личностного развития студентов различных типологических групп как субъектов самореализации в образовательной среде вуза;
будет выработан механизм взаимодействия различных кафедр, их вклад в средовое пространство (совокупность сред) вуза и реализована функция коммуникационных и информационных технологий как способов интеграции предметного обучения и внеучебных (средовых) источников развития специалиста;
будет осуществляться непрерывный мониторинг развивающего влияния образовательной среды вуза на студентов, выявление и корректировка действия различных факторов на разных стадиях профессиональной социализации специалиста.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить современные концепции образовательной среды как педагогического феномена и типы образовательных сред.
2. Раскрыть содержание средового подхода как методологии педагогического исследования и проектирования, представить этот подход в виде системы методологических регулятивов и процедур.
3. Выявить условия и психологические механизмы влияния образовательной среды на личностно-профессиональное развитие студента, обосновать методику реализации данных условий при проектировании образовательной среды.
4. Определить структуру и функции образовательной среды вуза, разработать структурно-функциональную модель образовательной среды (на примере среды медицинского университета).
5. Обосновать систему работы кафедры по проектированию и созданию образовательной среды как системы условий профессионально-личностного развития и саморазвития студентов.
6. Выявить критерии эффективности образовательной среды кафедры (на примере кафедр медико-биологического профиля медицинского вуза).
Теоретико-методологическую основу исследования составили: философские трактовки роли средовых факторов в социализации индивида; методология культурно-исторического развития человека Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева; теории развития личности, общения, представления о многофакторности становаления личности на различных этапах ее социализации; философских концепций человека как субъекта жизнетворчества, современные представления о постнеклассической логике познания; закономерности и принципы дидактики высшей школы; модели образовательного процесса в вузе. Методологической основой исследования избраны также принципы феноменологии («жизненный мир»), системности, деятельности, синергетики, герменевтики, индивидуального, целостного и средового подходов.
Читайте также:
Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены" и
"Алкины"
1 вариант – облегченный; 2 вариант – средний уровень; 3 вариант – усложненный. Контрольная работа 1 задание 1вариант. Чему равно число изомерных алкенов состава С5Н10? Составьте их формулы и назовите их. 2вариант. Составьте формулы изомеров для предложенного вещества, назовите их, укажите типы изом ...
Обучение на расстоянии - что это такое
В современных социально- экономических условиях возможность получения заочного и вечернего образования очень важна. Не менее важной является задача переподготовки и повышения квалификации, и здесь дистанционное образование является незаменимым механизмом получения качественного образования. Информа ...
Анализ реализованных мероприятий по повышению познавательного интереса
младших школьников через использование современных информационных технологий
Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформированности познавательного интереса у младших ш ...