Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен

Современное образование » Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен

Страница 4

Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что проектирование и реализацию образовательных функций среды высшего учебного заведения можно будет осуществить, если:

образовательная среда вуза будет рассматриваться как совокупность целенаправленно создаваемых и спонтанно возникающих факторов профессиональной социализации специалиста, не сводимых к собственно предметному обучению и проявляющихся в виде коллизий, жизненно-профессиональных ситуаций, обеспечивающих вхождение студентов в образ жизни, мышления и профессионального поведения будущего специалиста;

будет разработана структурно-функциональная модель образовательной среды, отражающая состав, структуру и механизмы действия средовых факторов на становление специалиста и вытекающие из этой модели требования к организации средового пространства вуза;

будут выявлены и актуализированы в соответствии с представленной моделью элементы среды, значимые для обеспечения ситуации развития специалиста и специфичные для вуза данного профиля;

будет разработана система работы кафедры (в соответствии с представленной моделью) по проектированию и актуализации образовательной среды как системы условий профессионально-личностного развития и саморазвития студентов, дополнительных по отношению к собственно предметному обучению и обеспечивающих целостность ситуации развития личности студента медицинского вуза;

будут разработана технология проектирования образовательных сред высшей школы как факторов профессиональной социализации специалистов, технологии диагностики, проектирования и управления средовыми факторами с учётом многообразия сред, обеспечивающих развитие специалиста на примере становления будущего врача как личности и профессионала;

будут реализованы технологии поддержки и сопровождения (тьютерства) профессионально-личностного развития студентов различных типологических групп как субъектов самореализации в образовательной среде вуза;

будет выработан механизм взаимодействия различных кафедр, их вклад в средовое пространство (совокупность сред) вуза и реализована функция коммуникационных и информационных технологий как способов интеграции предметного обучения и внеучебных (средовых) источников развития специалиста;

будет осуществляться непрерывный мониторинг развивающего влияния образовательной среды вуза на студентов, выявление и корректировка действия различных факторов на разных стадиях профессиональной социализации специалиста.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Изучить современные концепции образовательной среды как педагогического феномена и типы образовательных сред.

2. Раскрыть содержание средового подхода как методологии педагогического исследования и проектирования, представить этот подход в виде системы методологических регулятивов и процедур.

3. Выявить условия и психологические механизмы влияния образовательной среды на личностно-профессиональное развитие студента, обосновать методику реализации данных условий при проектировании образовательной среды.

4. Определить структуру и функции образовательной среды вуза, разработать структурно-функциональную модель образовательной среды (на примере среды медицинского университета).

5. Обосновать систему работы кафедры по проектированию и созданию образовательной среды как системы условий профессионально-личностного развития и саморазвития студентов.

6. Выявить критерии эффективности образовательной среды кафедры (на примере кафедр медико-биологического профиля медицинского вуза).

Теоретико-методологическую основу исследования составили: философские трактовки роли средовых факторов в социализации индивида; методология культурно-исторического развития человека Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева; теории развития личности, общения, представления о многофакторности становаления личности на различных этапах ее социализации; философских концепций человека как субъекта жизнетворчества, современные представления о постнеклассической логике познания; закономерности и принципы дидактики высшей школы; модели образовательного процесса в вузе. Методологической основой исследования избраны также принципы феноменологии («жизненный мир»), системности, деятельности, синергетики, герменевтики, индивидуального, целостного и средового подходов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Читайте также:

Аспекты практического применения мультимедиа-технологий на уроках МХК
Как было сказано выше, применение мультимедиа-технологий в школе обладает колоссальным потенциалом и способно вывести преподавание дисциплин на новый качественный уровень, а также повысить эффективность усвоения школьниками учебного материала. Но практика преподавания истории МХК осложняется нескол ...

Комментированное чтение как традиционный приём работы на уроках литературы
Термин «комментированное чтение» вошел в литературу вначале как определение приема обучения и получил более широкое истолкование несколько позже, когда некоторые авторы (Г.И. Беленький, М.А. Шнеерсон и др.) вынесли его в оглавление своих исследований, освещающих целостный анализ, в котором существе ...

Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности
Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к субъекту познания. Л.С. Выготский писал: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органичес ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru