В социальной сфере Швейцарии значительная часть работы, совершаемой социальными работниками по отношению к детям с нарушениями слуха, направлена на осуществление социально-педагогических действий. Благодаря этим действиям помощь, которую социальные работники оказывают, способствует тому, что их клиенты приобретают личностные характеристики, позволяющие им самостоятельно решать проблемы, возникающие в их жизни.
Оказание со стороны общества социальной помощи детям с нарушениями слуха является основной характеристикой социальной деятельности. В отличие от непосредственной помощи социальная помощь проявляется преимущественно как "помощь с целью самопомощи" [18, с.45]. Она предполагает, что личность сама научится помогать себе при решении многочисленных проблем, а также преодолевать трудности и неудачи в жизни, укреплять свой дух.
Отлаженная система оказания помощи детям с нарушениями слуха и их семьям, которая охватывает все сферы жизнедеятельности и способствует максимально возможной интеграции человека с особыми потребностями в общество, а также обеспечивает принятие таких людей обществом, действует в США. Немаловажную роль при осуществлении социальной работы играет комплексный подход и участие целого ряда специалистов из различных областей знаний в разработке специальных программ. При разработке и реализации программы раннего вмешательства выполняются две основные задачи:
как можно раньше выявить детей с отставанием в психическом развитии и/или с подозрением на сенсорные нарушения;
подобрать методы оказания необходимой помощи нуждающимся детям и их родителям.
В зависимости от основных проблем ребенка с ним и его матерью занимается специалист по двигательному развитию, или специалист по языковому и речевому развитию. Также с родителями такого малыша социальный работник проводит социально-психологическое консультирование, а при необходимости социально-психотерапевтическую работу с родителями.
В США действует программа "Инклюжен", защищающая права семьи ребенка-инвалида. Ее основы были заложены "Реабилитационным Актом" и законом об обучении детей-инвалидов (1974-1975 гг.), в которые было внесено несколько поправок и дополнений со временем [30, с.63]. В стране имеются общественные организации и клубы для инвалидов, а так же различные фонды. В США именно специализированные фонды и организации осуществляют значительную часть услуг, положенных ребенку-инвалиду по закону, за финансовые средства, предоставленные муниципалитетом.
Что касается интеграции в обучении, то трудности имели место в связи с разработкой программ, подготовкой персонала, разработкой психологических моделей восприятия детей-инвалидов здоровыми детьми и наоборот. Модель "Инклюжен" подразумевает, что даже глухой ребенок может обучаться с нормальными детьми. Конечно, для него разрабатывается отдельная программа.
В США не отказываются и от специальных школ, но помещение туда ребенка осуществляется лишь в крайних случаях.
В Великобритании помощь детям-инвалидам оказывают три группы организаций: частные владельцы домов, обеспечивающих уход за определенную плату; общественный сектор; местные власти, которые обеспечивают большую часть социальных услуг. Социальные службы оказывают помощь на дому, в дневных центрах, интернатах или дневных школах. В перечисленных учреждениях при работе с детьми с нарушенным интеллектом особое внимание уделяется обучению их навыкам общения, правилам поведения на улице, в общественных местах, для чего организуются специальные прогулки. Для подростков с нарушениями слуха функционируют центры профессиональной подготовки.
Читайте также:
История возникновения деловой игры
Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М.М. Бирштейн. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гр ...
Современные информационные технологии в учебном процессе
Технология в переводе с греческого означает "искусство", мастерство, умение. Технология изменяет исходное состояние объекта. Впоследствии термин "технология" перешел в сферу обработки информации, в которой объектом является не материальный, а информационный продукт. Информационн ...
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов
Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни - это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться. Поэтому ...