В социальной сфере Швейцарии значительная часть работы, совершаемой социальными работниками по отношению к детям с нарушениями слуха, направлена на осуществление социально-педагогических действий. Благодаря этим действиям помощь, которую социальные работники оказывают, способствует тому, что их клиенты приобретают личностные характеристики, позволяющие им самостоятельно решать проблемы, возникающие в их жизни.
Оказание со стороны общества социальной помощи детям с нарушениями слуха является основной характеристикой социальной деятельности. В отличие от непосредственной помощи социальная помощь проявляется преимущественно как "помощь с целью самопомощи" [18, с.45]. Она предполагает, что личность сама научится помогать себе при решении многочисленных проблем, а также преодолевать трудности и неудачи в жизни, укреплять свой дух.
Отлаженная система оказания помощи детям с нарушениями слуха и их семьям, которая охватывает все сферы жизнедеятельности и способствует максимально возможной интеграции человека с особыми потребностями в общество, а также обеспечивает принятие таких людей обществом, действует в США. Немаловажную роль при осуществлении социальной работы играет комплексный подход и участие целого ряда специалистов из различных областей знаний в разработке специальных программ. При разработке и реализации программы раннего вмешательства выполняются две основные задачи:
как можно раньше выявить детей с отставанием в психическом развитии и/или с подозрением на сенсорные нарушения;
подобрать методы оказания необходимой помощи нуждающимся детям и их родителям.
В зависимости от основных проблем ребенка с ним и его матерью занимается специалист по двигательному развитию, или специалист по языковому и речевому развитию. Также с родителями такого малыша социальный работник проводит социально-психологическое консультирование, а при необходимости социально-психотерапевтическую работу с родителями.
В США действует программа "Инклюжен", защищающая права семьи ребенка-инвалида. Ее основы были заложены "Реабилитационным Актом" и законом об обучении детей-инвалидов (1974-1975 гг.), в которые было внесено несколько поправок и дополнений со временем [30, с.63]. В стране имеются общественные организации и клубы для инвалидов, а так же различные фонды. В США именно специализированные фонды и организации осуществляют значительную часть услуг, положенных ребенку-инвалиду по закону, за финансовые средства, предоставленные муниципалитетом.
Что касается интеграции в обучении, то трудности имели место в связи с разработкой программ, подготовкой персонала, разработкой психологических моделей восприятия детей-инвалидов здоровыми детьми и наоборот. Модель "Инклюжен" подразумевает, что даже глухой ребенок может обучаться с нормальными детьми. Конечно, для него разрабатывается отдельная программа.
В США не отказываются и от специальных школ, но помещение туда ребенка осуществляется лишь в крайних случаях.
В Великобритании помощь детям-инвалидам оказывают три группы организаций: частные владельцы домов, обеспечивающих уход за определенную плату; общественный сектор; местные власти, которые обеспечивают большую часть социальных услуг. Социальные службы оказывают помощь на дому, в дневных центрах, интернатах или дневных школах. В перечисленных учреждениях при работе с детьми с нарушенным интеллектом особое внимание уделяется обучению их навыкам общения, правилам поведения на улице, в общественных местах, для чего организуются специальные прогулки. Для подростков с нарушениями слуха функционируют центры профессиональной подготовки.
Читайте также:
Средства формирования гуманистической направленности детей
старшего дошкольного возраста
Чтобы гуманистическая ценность побуждала к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности, мало добиться того, чтобы человек ее ясно осознавал. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, когда человек может четко формул ...
Нормативно-правовая база управления муниципальным общеобразовательным
учреждением
образовательный школа кадровый трудовой К нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность муниципального общеобразовательного учреждения, относятся [15, с. 133]: 1.Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». 2.Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». 3.Гражд ...
Критерии эффективности работы учителя на уроке
Особенности личностно-ориентированного урока определяют критерии эффективности труда учителя на уроке. К ним относим: • умение учителя излагать не только содержание знаний, но и знакомить учеников с рациональными способами его усвоения; • умение отбирать для совместного анализа в классе те способ ...