История социальной работы со слабослышащими детьми за рубежом

Страница 4

До поступления в школу в большинстве регионов Англии, а также в некоторых других странах достаточно эффективно используется система социально-педагогического обслуживания на дому детей от 0 до 4-5 лет с задержками в развитии, которая зародилась в 1970 году в США. В основе работы с такими детьми лежит индивидуальная программа, которая составляется для каждого ребенка с учетом его особенностей.

Законодательство других стран аналогичным образом ставит предоставление услуг в зависимость от оценки потребности в них. Например, параграф 4-4 Закона о защите ребенка от 1992 г. в Норвегии наделяет полномочиями соответствующие органы по оказанию помощи семьям, "когда ребенок … испытывает в них особую потребность" [40, с. 190]. В Болгарии в недавно принятом Законе о защите ребенка содержится требование к муниципальным органам об оказании услуг детям, находящимся "под угрозой" [40, с. 191]. Согласно этому Закону таким ребенком является в том числе ребенок, страдающий от психических или физических отклонений или трудноизлечимых заболеваний.

В настоящее время разрабатывается ряд программ, учитывающих данные тенденции. Одна из таких программ, предложенная ООН, - Реабилитация, базирующаяся на непосредственном окружении (РНБО). Она определяется как стратегия развития общества, проводимая с целью реабилитации, уравнивания возможностей и социальной интеграции всех инвалидов. Ее цели: изменить положение дел в этой области, проводить обучение с вовлечением правительства и общественности; разработать систему, способную оказать помощь всем нуждающимся инвалидам.

В настоящее время в проектировании социальной политики разных стран, независимо от их государственного устройства, выделяются две тенденции по отношению к этой категории населения. Приверженцы первой тенденции считают, что общество должно практически принимать проблемы глухих и слабослышащих и создавать им комфортные условия в среде слышащих. Например, всему населению страны рекомендуется изучать жестовую речь (Швеция), или каждый ученик с нарушениями слуха, обучающийся в массовой школе, должен иметь персонального ассистента - переводчика жестовой речи (США и др.), предлагаются определенные требования к артикуляции всех тех людей (специалистов, родственников, друзей, обслуживающего персонала и т.д.), которые имеют постоянное общение с глухими и слабослышащими: их речь должна быть замедленной, артикуляция утрированной (Швейцария, Германия и др.). Существуют даже модели "страны глухих" - например, университетский городок, населенный неслышащей молодежью (США, Галлодетский университет) [35, с.44].

Вторая тенденция предлагает рассматривать лиц с нарушениями слуха как особую социальную группу, имеющую свою систему социальных потребностей в плане преодоления ограничений и трудностей коммуникации, но являющуюся одной из равноправных составных частей общества, существующую с ним в единой социокультурной среде. Принимая ту или другую тенденцию формирования социальной политики по отношению к лицам с нарушениями слуха, государство и общество по-разному конструируют организационные формы их обучения и социализации.

Таким образом, анализ и синтез материалов исследования позволяет сделать следующие выводы:

В античные времена люди с нарушениями слуха, воспитываясь в семье, осваивали не только навыки самообслуживания и домашнего труда, но и ремесла и доступные виды искусства (живопись, скульптура). Не существовало разделения на "глухих" и "слабослышащих". Понятия "слабослышащий" не существовало.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Компетенция ОК-5
Компетенция ОК-5 – это общекультурная компетенция: «способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами». Под компетенцией ОК-5 понимается владе ...

Педагогика в системе наук о человеке
Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества. Свое на ...

Опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультуры дошкольников средствами дидактической игры
Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ № 6 «Аленький цветочек» г. Йошкар-Олы. Детский сад работает по программе «Детство». В детском саду 6 групп (2 ясельные: 1-я ясельная от 1,5 до 2,5 лет,2-я ясельная от 2,5 до 3 лет; одна младшая от 3 до 4 лет; одна средняя от 4 до 5 лет; две старшие ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru