История социальной работы со слабослышащими детьми за рубежом

Страница 4

До поступления в школу в большинстве регионов Англии, а также в некоторых других странах достаточно эффективно используется система социально-педагогического обслуживания на дому детей от 0 до 4-5 лет с задержками в развитии, которая зародилась в 1970 году в США. В основе работы с такими детьми лежит индивидуальная программа, которая составляется для каждого ребенка с учетом его особенностей.

Законодательство других стран аналогичным образом ставит предоставление услуг в зависимость от оценки потребности в них. Например, параграф 4-4 Закона о защите ребенка от 1992 г. в Норвегии наделяет полномочиями соответствующие органы по оказанию помощи семьям, "когда ребенок … испытывает в них особую потребность" [40, с. 190]. В Болгарии в недавно принятом Законе о защите ребенка содержится требование к муниципальным органам об оказании услуг детям, находящимся "под угрозой" [40, с. 191]. Согласно этому Закону таким ребенком является в том числе ребенок, страдающий от психических или физических отклонений или трудноизлечимых заболеваний.

В настоящее время разрабатывается ряд программ, учитывающих данные тенденции. Одна из таких программ, предложенная ООН, - Реабилитация, базирующаяся на непосредственном окружении (РНБО). Она определяется как стратегия развития общества, проводимая с целью реабилитации, уравнивания возможностей и социальной интеграции всех инвалидов. Ее цели: изменить положение дел в этой области, проводить обучение с вовлечением правительства и общественности; разработать систему, способную оказать помощь всем нуждающимся инвалидам.

В настоящее время в проектировании социальной политики разных стран, независимо от их государственного устройства, выделяются две тенденции по отношению к этой категории населения. Приверженцы первой тенденции считают, что общество должно практически принимать проблемы глухих и слабослышащих и создавать им комфортные условия в среде слышащих. Например, всему населению страны рекомендуется изучать жестовую речь (Швеция), или каждый ученик с нарушениями слуха, обучающийся в массовой школе, должен иметь персонального ассистента - переводчика жестовой речи (США и др.), предлагаются определенные требования к артикуляции всех тех людей (специалистов, родственников, друзей, обслуживающего персонала и т.д.), которые имеют постоянное общение с глухими и слабослышащими: их речь должна быть замедленной, артикуляция утрированной (Швейцария, Германия и др.). Существуют даже модели "страны глухих" - например, университетский городок, населенный неслышащей молодежью (США, Галлодетский университет) [35, с.44].

Вторая тенденция предлагает рассматривать лиц с нарушениями слуха как особую социальную группу, имеющую свою систему социальных потребностей в плане преодоления ограничений и трудностей коммуникации, но являющуюся одной из равноправных составных частей общества, существующую с ним в единой социокультурной среде. Принимая ту или другую тенденцию формирования социальной политики по отношению к лицам с нарушениями слуха, государство и общество по-разному конструируют организационные формы их обучения и социализации.

Таким образом, анализ и синтез материалов исследования позволяет сделать следующие выводы:

В античные времена люди с нарушениями слуха, воспитываясь в семье, осваивали не только навыки самообслуживания и домашнего труда, но и ремесла и доступные виды искусства (живопись, скульптура). Не существовало разделения на "глухих" и "слабослышащих". Понятия "слабослышащий" не существовало.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Планирование учебной работы
Планирование - это обязательный компонент работы. В области обучения иностранным языка, цели программы могут быть достигнуты только при регулярной работе по строго намеченному и продуманному плану. Благодаря планированию достигается правильная рациональная организация учебного процесса, становится ...

Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов и путей преодоления этого заболевания. Указание на необходимость комплексного воздействия и попытки его применения встречаются уже в трудах отечественных авторов – И. А. Сикорского ...

Условия развития художественно-творческих способностей у старшеклассников
Теоретический анализ и организация творческой деятельности учащихся показали, что для эффективности педагогического процесса развития художественно-творческих способностей учащихся в системе обучения истории необходимо выполнение ряда специфических педагогических условий. В педагогической литератур ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru