История социальной работы со слабослышащими детьми за рубежом

Страница 2

На наш взгляд, социально-педагогические методы и технологии - основополагающие в системе социальной помощи детям с нарушениями слуха, поскольку без данной составляющей невозможна практическая реализация социальной реабилитации и адаптации таких детей.

Что касается педагогики, что в XV-XVIII вв. сформировались два направления в индивидуальном, а затем и в школьном обучении детей с нарушениями слуха. В их основе - выбор "своего" средства обучения: словесного или жестового языка. В разные исторические периоды доминирующую роль играла то одна, то другая система (устный метод обучения и мимический метод обучения), но и до сегодняшнего дня эти два основных подхода в обучении детей с нарушениями слуха существуют в сурдопедагогике, продолжая вызывать споры ученых, поиски достоинств и преимуществ каждой из этих систем.

Дальнейшее же развитие данного направления в социальной работе происходит под непосредственным руководством Римско-католической церкви, вплоть до Реформации в Западной Европе.

В законодательстве разных стран появляется указание на то, что общество ответственно не только за нуждающихся в призрении, в т. ч. больных и физически неполноценных людей [27, с. 201].

Во второй половине XVIII в. в Англии, Германии, Австрии, Франции создаются первые школы для детей с нарушениями слуха. Это, как правило, закрытые учебные заведения интернатного типа, называвшиеся институтами.

На протяжении двух столетий в Европе, США и других странах развивалась школьная и дошкольная дифференцированная система обучения и социальной помощи глухих и слабослышащих детей в условиях закрытых (интернатных) образовательных учреждений.

В конце XIX века во многих странах Европы, например в Швеции, возникает система специальной помощи детям с нарушениями слуха.

К началу ХХ века в Европе появились и стали развиваться основные направления социально-коррекционной работы в специальных учреждениях:

христианско-филантропическое (в приютах, богадельнях);

медико-педагогическое: лечение, воспитание и обучение;

социально-педагогическое: обучение детей с нарушениями слуха.

Во второй половине XX в. распространение интеграционных идей, подкрепленное существенным прогрессом в области слухопротезирования, созданием системы раннего выявления, ранней социально-педагогической помощи детям с нарушениями слуха, привело к включению значительного числа детей с нарушениями слуха в образовательные учреждения общего назначения, сокращению числа школ для детей с нарушениями слуха, расширению спектра профессий и специальностей, доступных для освоения неслышащими и слабослышащими в структуре профессионального образования.

В большинстве развитых стран накоплен большой опыт по социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов и членов их семей; по защите и продвижению прав и интересов данных категорий граждан. В этих странах преобладает социальный взгляд на проблему инвалидности.

Необходимо отметить, что, например, в Швеции дети-инвалиды независимо от тяжести нарушений живут в семьях, собственных либо приемных. Помощь им оказывают разветвленные сети социальной службы и службы образования. Каждый ребенок закреплен за реабилитационным центром, где им занимается целая команда специалистов: терапевт по двигательным нарушениям (в России сегодня нет такой специальности), психолог, логопед, а также социальный работник [4, с.67]. Консультирует команду специалист в области детской неврологии и реабилитации. К полутора-двум годам практически все шведские дети-инвалиды начинают ходить в обычные детские сады по месту жительства. Шведы не делят детей на "обучаемых" и "необучаемых", как это до последнего времени делали у нас. Только если у ребенка серьезные нарушения интеллекта, его помещают в специализированную школу.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Общая характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст-это период (с шести-семи до девяти-одиннадцати лет), когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности. Т.Л. Беркман, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Элькон ...

Экспериментальная работа по развитию одаренности детей дошкольного возраста
Выявление детей с неординарными способностями - это совместная работа школьного психолога и учителя. Существует большое количество психологических тестов для выявления различных видов одарённости: -психомоторной -интеллектуальной -творческой - в сфере общения Использование предметов (варианты употр ...

Нормативно-правовые акты, защищающие права слабослышащих детей
Прошло немногим более полутора десятков лет с того момента, как ребенок стал особым и самостоятельным субъектом права. За 11 лет до окончания столетия, человеческое сообщество, дабы не лишиться надежды на свое лучшее будущее, приняло соглашение, которое на международном уровне определило основные п ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru