Для формирования внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке и реализации своих профессиональных планов в условиях школ и межшкольных комбинатов проводится профессиональная ориентация учащихся. Рассмотрим особенности той и другой стороны.
Сложившаяся система профориентации для школьников в Межшкольных учебных комбинатах включает три этапа. Первый – пропедевтический – осуществляется в восьмых классах школ города. Его цель – познакомить учащихся с запросами городского и регионального рынка труда, возможностями которыми располагает межшкольный учебный комбинат, для ознакомления с основными сферами производства и обслуживания населения и получения конкретных профессий. Всю эту работу специалисты ведут в тесном сотрудничестве с педагогическими коллективами школ. Особое внимание уделяется классным руководителям, для которых организуются семинары, где в теории и на практике (использование дифференциально-диагностического опросника, заполнение карты интересов, составление профориентационных карт на каждого ученика и т.д.) их знакомят с содержанием и методами профориентационной работы. Ежегодное анкетирование позволяет уточнять своеобразный социально-образовательный заказ межшкольному комбинату.
Второй этап осуществляется среди девятиклассников должных определиться с выбором сферы труда и желаемой профессией. С этой целью они изучают курс «Твоя профессиональная карьера» и участвуют в профессиональных пробах по четырем направлениям:
· социально – гуманитарное (основы правовых знаний, педагогики и психологии, медицины, краеведения);
· техническое (обработка металлов резанием, сварочное дело, обслуживание и ремонт автомобилей, электромонтажные работы);
· экономическое (основы товароведения, бухгалтерского учета, делопроизводства и машинописи, организации общественного питания);
· строительно–декоративное (столярное дело, производство керамической плитки, художественная графика).
Цель данных курсов: дать возможность учащимся испытать себя в разных видах профессиональной деятельности.
Ко второй половине учебного года учащиеся определяются с выбором одного из 18 профилей и вступают в основной этап подготовки, который продолжается затем в 10-11-м классах и строится по принципу профессионально-направленной учебно-трудовой деятельности.
В основе идей предпрофильной и профильной ориентации учащихся общеобразовательной школы лежит тот факт, что немалая часть школьников в 9 — 10-х классах уже определились с выбором профессии. По крайней мере, об этом говорится в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002) со ссылкой на данные социологов.
В «Рекомендациях об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003/ 2004 учебный год» (Приложение к письму Министерства образования РФ от 20.08.2003 № 03-51-157ин/13-03) также указывается, что все это организуется «для создания специализированной подготовки . с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии».
Общая логика здесь такая: сначала учащийся должен сориентироваться в профилях дальнейшего обучения в школе (или в специализированном учебном заведении после 9 - г о класса), затем к моменту окончания в школе он не только должен выбрать конкретную профессию и профессиональное учебное заведение, но и поучить определенную подготовку (через курсы по выбору или в профильных классах) для дальнейшего профессионального образования. По мнению авторов Концепции профильного обучения, это существенно снизит практику репетиторства, платных подготовительных курсов и т.п.
Читайте также:
Опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультуры дошкольников
средствами дидактической игры
Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ № 6 «Аленький цветочек» г. Йошкар-Олы. Детский сад работает по программе «Детство». В детском саду 6 групп (2 ясельные: 1-я ясельная от 1,5 до 2,5 лет,2-я ясельная от 2,5 до 3 лет; одна младшая от 3 до 4 лет; одна средняя от 4 до 5 лет; две старшие ...
Влияние творческих занятий по предмету «Человек и мир» на развитие младших школьников
Курс «Человек и мир» обладает богатыми возможностями для экологического, морального и эстетического воспитания школьников «Именно в начальной школе нужно воспитывать у детей не потребительские отношения к окружающему миру, а партнерские, которые дают возможность гармонического сосуществования челов ...
Анализ реализованных мероприятий по повышению познавательного интереса
младших школьников через использование современных информационных технологий
Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформированности познавательного интереса у младших ш ...