Организация профессиональной ориентации учащихся 9-х классов в условиях школ и межшкольных комбинатов

Современное образование » Профессиональная ориентация учащихся 9 классов в условиях Межшкольного учебного комбината » Организация профессиональной ориентации учащихся 9-х классов в условиях школ и межшкольных комбинатов

Страница 1

Для формирования внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке и реализации своих профессиональных планов в условиях школ и межшкольных комбинатов проводится профессиональная ориентация учащихся. Рассмотрим особенности той и другой стороны.

Сложившаяся система профориентации для школьников в Межшкольных учебных комбинатах включает три этапа. Первый – пропедевтический – осуществляется в восьмых классах школ города. Его цель – познакомить учащихся с запросами городского и регионального рынка труда, возможностями которыми располагает межшкольный учебный комбинат, для ознакомления с основными сферами производства и обслуживания населения и получения конкретных профессий. Всю эту работу специалисты ведут в тесном сотрудничестве с педагогическими коллективами школ. Особое внимание уделяется классным руководителям, для которых организуются семинары, где в теории и на практике (использование дифференциально-диагностического опросника, заполнение карты интересов, составление профориентационных карт на каждого ученика и т.д.) их знакомят с содержанием и методами профориентационной работы. Ежегодное анкетирование позволяет уточнять своеобразный социально-образовательный заказ межшкольному комбинату.

Второй этап осуществляется среди девятиклассников должных определиться с выбором сферы труда и желаемой профессией. С этой целью они изучают курс «Твоя профессиональная карьера» и участвуют в профессиональных пробах по четырем направлениям:

· социально – гуманитарное (основы правовых знаний, педагогики и психологии, медицины, краеведения);

· техническое (обработка металлов резанием, сварочное дело, обслуживание и ремонт автомобилей, электромонтажные работы);

· экономическое (основы товароведения, бухгалтерского учета, делопроизводства и машинописи, организации общественного питания);

· строительно–декоративное (столярное дело, производство керамической плитки, художественная графика).

Цель данных курсов: дать возможность учащимся испытать себя в разных видах профессиональной деятельности.

Ко второй половине учебного года учащиеся определяются с выбором одного из 18 профилей и вступают в основной этап подготовки, который продолжается затем в 10-11-м классах и строится по принципу профессионально-направленной учебно-трудовой деятельности.

В основе идей предпрофильной и профильной ориентации учащихся общеобразовательной школы лежит тот факт, что немалая часть школьников в 9 — 10-х классах уже определились с выбором профессии. По крайней мере, об этом говорится в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002) со ссылкой на данные социологов.

В «Рекомендациях об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003/ 2004 учебный год» (Приложение к письму Министерства образования РФ от 20.08.2003 № 03-51-157ин/13-03) также указывается, что все это организуется «для создания специализированной подготовки . с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии».

Общая логика здесь такая: сначала учащийся должен сориентироваться в профилях дальнейшего обучения в школе (или в специализированном учебном заведении после 9 - г о класса), затем к моменту окончания в школе он не только должен выбрать конкретную профессию и профессиональное учебное заведение, но и поучить определенную подготовку (через курсы по выбору или в профильных классах) для дальнейшего профессионального образования. По мнению авторов Концепции профильного обучения, это существенно снизит практику репетиторства, платных подготовительных курсов и т.п.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Современные проблемы изучения детей
В бурно меняющихся условиях современной действительности (общественной и школьной) у школьных педагогов заметно возрос интерес к научно-педагогическим и психологическим методикам изучения личности учащихся, классного коллектива, хода и результативности воспитательного процесса. Причин тому много: и ...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Научная проблема изучения детей и подростков с ЗПР и коррекция их психического развития сравнительно молода: ей немногим более 30 лет. Несмотря на то, что разработка научных основ детской практической психологии требует от науки создания нескольких альтернативных, целостных, операционализированных ...

Педагогическая запущенность детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема
Каждый школьный возраст предоставляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразные структуры личности ребенка на данном этапе его развития. «В процессе развития изменяются общие социальные условия, в которых раз ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru