Расширение представлений о мире профессий и характере труда у старших подростков в условиях межшкольного учебного комбината

Современное образование » Профессиональная ориентация учащихся 9 классов в условиях Межшкольного учебного комбината » Расширение представлений о мире профессий и характере труда у старших подростков в условиях межшкольного учебного комбината

Страница 1

Современная социально – экономическая ситуация, растущие информационные потоки и высокотехнологическое производство предъявляют к выпускникам общеобразовательных школ требования к наличию базового уровня образованности, наличию у них универсальных способов действий, ключевых компетенций, высоких коммуникативных умений и навыков.

Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать школьника знаниями, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для саморазвития.

В настоящее время образование резко отстает от современных требований и поэтому нуждается в кардинальной перестройке и модернизации. В данном случае выходом может служить профильное образование на базе Межшкольных учебных комбинатов.

Профильное обучение обусловлено личностно-ориентированным подходом как новой парадигмой образования, когда школьник признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматривается в качестве приоритетной задачи. Профильное обучение создает условие для допрофессиональной подготовки школьника. Речь идет не о подготовке к конкретной специальности, а подготовке к деятельности, связанной с использованием знания предметной области.

Успешная реализация профильного обучения в старшей школе невозможна без предпрофильной подготовки, призванной подготовить подростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения. Формирование у школьников умения осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам, формирование высоко уровня учебной мотивации к обучению по избранному профилю являются важными, но не единственными целями предпрофильной подготовки. Психолого-педагогическая диагностика учащихся восьмых-девятых классов, которая регулярно осуществляется в межшкольном учебном комбинате, показывает, что перед школьниками этой возрастной категории стоят следующие проблемы:

1. Недостаток знаний о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий, о рынке образовательных услуг;

2. Несформированность представлений о своих психофизиологических качествах;

3. Неумение адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия.

Решению этих проблем, прежде всего, и должна служить предпрофильная подготовка (приложение 4).

В условиях Межшкольного учебного комбината в рамках расширения представлений о мире профессий и характере труда у старших подростков используются элективные курсы (профессиональные пробы) как часть предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.

В результате изучения курсов школьники должны узнать особенности труда различных профессий и должны уметь анализировать свои профессиональные склонности используя систему профессиональных проб, принимать адекватное решение о выборе будущего профиля и профессии.

В Межшкольном учебном комбинате отдается профессиональным пробам, которые можно отнести к третьему подвиду представленной классификации, элективным курсам способным помочь школьникам сориентироваться в многообразии сегодняшнего выбора и найти достойное применение своим способностям.

Элективные курсы состоят из комплекса предметов по выбору учащихся по основным типам профессий:

· «Когда общение становится профессией» (ведущий предмет труда – работа с людьми);

· «Техника без тайн» (ведущий предмет труда – технические объекты: машины, механизмы, материалы, виды энергии);

· «С любой информацией на «ты» (ведущий предмет труда – различные виды информации: текстовая, графическая, числовая);

· «Создание красоты» (ведущий предмет труда – художественные объекты или условия их создания);

· «Гармония природы» (ведущий предмет труда – объекты природы).

Цель курсов – содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с профессиями, отличающимися друг от друга ведущим предметом труда.

В результате изучения курсов учащиеся могут сравнить свои предварительные знания о профессиях с результатами практического знакомства с ними, могут определить свое отношение к тем действиям, которые характерны для данных профессий, учатся соотносить свои возможности с требованиями, предъявляемыми к выбранному типу профессии. Учащиеся получают представление о результатах труда в каждом типе профессий и перспективах профессионального роста работника в данных типов профессий.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Методика формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности по литературному чтению
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе средней школы №1 города Костаная. В эксперименте принимало участие 26 человек экспериментального 3 «В» класса и 26 человек контрольного 3 «А» класса. Целью эксперимента является проверка эффективности формирования познавательного интереса младших ...

Типы и функции семей
Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу. Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойственников. В семье ...

Зарождение басни как жанра
Басня – краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. Басня – жанр дидактической поэзии, короткая повествовательная форма, сюжетно законченная и подлежащая аллегорическому истолкованию как иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу. Героями басен могут быть не только ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru