Расширение представлений о мире профессий и характере труда у старших подростков в условиях межшкольного учебного комбината

Современное образование » Профессиональная ориентация учащихся 9 классов в условиях Межшкольного учебного комбината » Расширение представлений о мире профессий и характере труда у старших подростков в условиях межшкольного учебного комбината

Страница 1

Современная социально – экономическая ситуация, растущие информационные потоки и высокотехнологическое производство предъявляют к выпускникам общеобразовательных школ требования к наличию базового уровня образованности, наличию у них универсальных способов действий, ключевых компетенций, высоких коммуникативных умений и навыков.

Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать школьника знаниями, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для саморазвития.

В настоящее время образование резко отстает от современных требований и поэтому нуждается в кардинальной перестройке и модернизации. В данном случае выходом может служить профильное образование на базе Межшкольных учебных комбинатов.

Профильное обучение обусловлено личностно-ориентированным подходом как новой парадигмой образования, когда школьник признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматривается в качестве приоритетной задачи. Профильное обучение создает условие для допрофессиональной подготовки школьника. Речь идет не о подготовке к конкретной специальности, а подготовке к деятельности, связанной с использованием знания предметной области.

Успешная реализация профильного обучения в старшей школе невозможна без предпрофильной подготовки, призванной подготовить подростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения. Формирование у школьников умения осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам, формирование высоко уровня учебной мотивации к обучению по избранному профилю являются важными, но не единственными целями предпрофильной подготовки. Психолого-педагогическая диагностика учащихся восьмых-девятых классов, которая регулярно осуществляется в межшкольном учебном комбинате, показывает, что перед школьниками этой возрастной категории стоят следующие проблемы:

1. Недостаток знаний о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий, о рынке образовательных услуг;

2. Несформированность представлений о своих психофизиологических качествах;

3. Неумение адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия.

Решению этих проблем, прежде всего, и должна служить предпрофильная подготовка (приложение 4).

В условиях Межшкольного учебного комбината в рамках расширения представлений о мире профессий и характере труда у старших подростков используются элективные курсы (профессиональные пробы) как часть предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.

В результате изучения курсов школьники должны узнать особенности труда различных профессий и должны уметь анализировать свои профессиональные склонности используя систему профессиональных проб, принимать адекватное решение о выборе будущего профиля и профессии.

В Межшкольном учебном комбинате отдается профессиональным пробам, которые можно отнести к третьему подвиду представленной классификации, элективным курсам способным помочь школьникам сориентироваться в многообразии сегодняшнего выбора и найти достойное применение своим способностям.

Элективные курсы состоят из комплекса предметов по выбору учащихся по основным типам профессий:

· «Когда общение становится профессией» (ведущий предмет труда – работа с людьми);

· «Техника без тайн» (ведущий предмет труда – технические объекты: машины, механизмы, материалы, виды энергии);

· «С любой информацией на «ты» (ведущий предмет труда – различные виды информации: текстовая, графическая, числовая);

· «Создание красоты» (ведущий предмет труда – художественные объекты или условия их создания);

· «Гармония природы» (ведущий предмет труда – объекты природы).

Цель курсов – содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с профессиями, отличающимися друг от друга ведущим предметом труда.

В результате изучения курсов учащиеся могут сравнить свои предварительные знания о профессиях с результатами практического знакомства с ними, могут определить свое отношение к тем действиям, которые характерны для данных профессий, учатся соотносить свои возможности с требованиями, предъявляемыми к выбранному типу профессии. Учащиеся получают представление о результатах труда в каждом типе профессий и перспективах профессионального роста работника в данных типов профессий.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Опыт организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников на уроках географии
Опираясь на известное определение учебно-исследовательской деятельности учащихся, данное Г. В. Артемьевой и А. В. Дружковой, учебно-исследовательская деятельность считается одним из видов школьного исследования, целью которого является выяснение учениками реального состояния изучаемого географическ ...

Направления совершенствования управление системой дошкольного образования г. Иркутска
На сегодняшний день есть все основания для оживления иркутского рынка образовательных услуг в сфере образования вообще и в секторе дошкольного образования в частности. Законодательная база расширяет финансово-хозяйственную самостоятельность учреждений, готовых перейти в иную организационно-правовую ...

Психолго-педагогические основы развития речи младших школьников
Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. «Внешняя речь,— как средство писал Л. С. Выготский,— есть процесс превращения мысли в слова, ее материализация» . Сле­довательно, психологической основой речи слу­жит мысль и условием ее развития является обогащение мысли. Лишь на осн ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru