Анализ опубликованного методического опыта

Современное образование » Волшебная сказка и ее изучение в начальной школе » Анализ опубликованного методического опыта

Страница 2

В результате у ребенка формируется свое отношение к той или иной проблеме, ситуации, героям.

2. Переписывание сказок.

Оно может осуществляться с помощью следующих заданий.

А. "Педагог (или психолог) предлагает детям рассказать известную сказку от лица определенного персонажа, присутствующего или не присутствующего в сказке. В этом случае меняется ракурс сюжета, оттенки смысла сказки. Ребенок <…> становится на позицию другого, у него развивается положительное отношение к миру". Выполнение этого задания А.В. Криницына предлагает предварить следующими словами: "Вы знаете, что в сказке все, даже камешек на дороге, - живое. В любой момент могут ожить не только главные герои сказки, но и лесная дорожка, избушка, волны морские и другие сказочные существа. Вы, наверное, знаете, что, когда одну и ту же сказку рассказывают разные люди, она звучит по-разному. Как вы думаете, если бы Баба-Яга и Василиса Премудрая рассказали нам сказку “Колобок”, сказка звучала бы одинаково? А чем бы эти сказки отличались? (Дети могут сказать, что рассказ Василисы Премудрой был бы добрым, а рассказ Бабы-Яги - злым.) Да, может быть, это и так. Мы можем проверить, как будут отличаться сказки, рассказанные Василисой Премудрой и Бабой-Ягой".

Б. Ребенок переписывает или дописывает изучаемую сказку. При этом он может изменить ее конец или ввести в повествование других персонажей. "Это помогает ребенку переосмыслить известные сюжеты, проявить творческое отношение к миру, развивает самостоятельную, активную позицию, позволяет избавиться от напряженного отношения к отдельным ситуациям в жизни".

3. Сочинение сказок.

На этом этапе урока учитель может предложить школьникам рассказать свою сказку на свободную или заданную тему. Помимо развития творческих способностей ребенка, это задание способствует выявлению наиболее значимых и травматичных событий из жизни ребенка. Они вербализуются с помощью выбранной тематики и развития сюжета, проявляются в образе главного героя и его отношениях с миром, отражаются в сказочной символике.

Сочиненные детьми сказки (или их эпизоды) сказкотерапевты предлагают разыгрывать с помощью кукол. В роли актеров могут выступить и сами дети. "Такая работа развивает поведенческий компонент отношения к себе и миру, самооценку, самосовершенствование, самоконтроль ребенка". Кроме того, она позволяет детям проявить эмоции, сдерживаемые в общении с другими людьми.

4. Рисование сказок.

Например, можно дать детям задание разбиться на пары и вместе нарисовать сказочный рисунок, а потом каждому ребенку рассказать по рисунку свою сказку.

5. Творческие игры со сказкой (Криницына 2010).

Очевидно, что, несмотря на стремление автора включить описанные задания в занятия по "Литературному чтению", их проведение не дает школьникам исчерпывающего представления об изучаемых произведениях художественной литературы. Не вызывает сомнений, что рассказывание, переписывание, сочинение и иллюстрирование сказок стимулируют детское воображение, способствуют более глубокому пониманию школьниками текста и развитию общей культуры речи учащихся, ее выразительности. Однако, во-первых, их проведение требует большего количества времени, чем то, которым располагает учитель. Во-вторых, авторы пособия поясняют, что многие из описанных методов активности учащихся эффективны при индивидуальной работе учителя с учеником, что также трудновыполнимо в условиях современной школы.

Представляется, что предложенные сказкотерапевтом задания сочинить сказку или рассказать ее от имени одного из персонажей, могут быть предложены учителем в форме домашнего или классного сочинения. Создание иллюстраций к сказке также может быть предложено в форме домашнего задания. Учитель может усложнить его, попросив детей нарисовать разные эпизоды выбранного сюжета. Чтобы затем составить комикс или электронную слайдовую презентацию изучаемой сказки.

Обратим внимание, что данные задания могут быть дополнены методическими находками сказкотерапевтов, направленными на изучение других жанровых разновидностей - кумулятивных сказок и сказок о животных, - а также авторской сказки.

Так, при изучении литературной сказки братьев Гримм сказкотерапевты предлагают создать у детей соответствующий эмоциональный настрой с помощью музыки. При этом учитель может выбрать необычное место для проведения занятия, вынести необычный предмет вроде старинного горшка. Урок может сопровождаться игрой "Варим кашу". Детям предлагаются роли различных продуктов: молока, сахара, соли, крупы, масла и т.д.). На слова "Раз, два, три, горшочек, вари!" маленькие актеры по порядку входят в круг, который символизирует сказочный горшочек. Когда каша варится, дети по очереди привстают и кричат "пых-пых!". Огонь прибавляют - дети ускоряют темп речи и подпрыгивают. Когда кашу помешивают, дети водят хоровод. Томят - присаживаются и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Сущность воспитательного воздействия сюжетно-ролевой игры в приобретении и накоплении ребенком социального опыта
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при исполь ...

Этапы работы с видеотекстами и их задачи. Типы заданий для каждого из этапов
Использование видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При использовании видеофильмов на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая ...

Практическое использование нетрадиционных форм работы с родителями в дошкольном учреждении
Практическая работа по внедрению нетрадиционных форм работы с родителями проводилась на базе ДОУ №96 «Умничка». Работа проводилась в течение всего года с родителями подготовительной группы. В начале года была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Работу начали с и ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru