Изучение сказки о животных сказкотерапевты рекомендуют сопровождать созданием пиктографических изображений, т.е. картинок, которые будут являться "планом" повествования, и моделированием сказок, при котором ребенок замещает персонажей различными геометрическими фигурами на основе цвета и соотношения величин героев. Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок" - полоски разной высоты и цвета (лягушка - зеленый, лиса - оранжевый и т.д.).
Изучение литературной сказки и сказки о животных можно дополнить созданием проблемных ситуаций, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:
Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г. - Х. Андерсен "Снежная Королева");
Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил Гена");
Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная сказка).
Эти задания могут быть дополнены следующими видами активности:
"сказки, но по-новому": дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами (добрый
волк, хитрый колобок и т.д.);
"сказки о бытовых предметах" (в своем рассказе дети отталкиваются от реального предмета и описывают невероятные события, которые с ним произошли);
"узнай сказку по песенке героев" ("Не садись на пенек, не ешь пирожок" - "Маша и медведь", "Скрипи, нога, скрипи, липовая!" - "Медведь - липовая нога", "Козлятушки, ребятушки! Отворитеся, отопритеся!" - "Волк и семеро козлят" и т.д.);
"от точек к сказке" (соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее).
Комплекс следующих заданий может сопровождать изучение кумулятивной "Репка".
Рассказать знакомую сказку по кругу.
Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).
Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).
Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).
Разыгрывание придуманных сказок.
При этом учитель должен соблюдать следующие правила:
чередовать разные типы заданий;
не играть в одну игру много раз подряд;
не выполнять задания за ребенка;
начинать с заведомо легких заданий;
учитывать темперамент каждого ребенка;
продумать варианты одного и того же упражнения.
Кроме того, сказкотерапевты советуют учителям:
Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.
Учитывая образный характер мышления младшего школьника, проводить оживление разных игровых ситуаций.
Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.
Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).
Оценивая работу учеников, психологи рекомендуют учителю привлекать их к оценке своих достижений. Этому способствуют вопросы: "Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?".
Проведенное исследование подтверждает значимость изучения фольклорной волшебной сказки для становления гармоничной личности младшего школьника.
Сказка умеет завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности тем, что он делает.
Этому способствует применение на уроках "Литературного чтения" методов, разработанных в рамках сравнительно молодого направления в психологии - сказкотерапии, - основным приемом которого является анализ сказки, которую человек знает и любит с детства, или сочиняет в ходе беседы с психологом.
Читайте также:
Особенности внимания в младшем школьном возрасте
Внимание – это психический процесс, обязательно присутствующий при познании детьми окружающего мира и проявляется, обычно, в сосредоточенности и направленности психики на конкретных объектах. Из потока информации, которая непрерывно идёт из окружающего их мира, лишь благодаря работе внимания дети в ...
Деловая игра «Журналист»
Игровая задача: Впервые встретившись, посетив несколько новых для них мест города, ребята должны были за один день сделать газету. Самостоятельно - от момента первого впечатления до редакторской работы над оригинал-макетом - и все это за семь часов. Отметим сразу: с игровой задачей общими усилиями ...
Организация и методы исследования
Цель исследования – сравнить уровень творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста. На основании изученной литературы, методических рекомендаций и требований к данной возрастной группе, мы выбрали те параметры, по которым будем оценивать уровень развития творческого воображ ...