Понятие коммуникативной компетентности

Страница 3

3. Управление общением, которое складывается из уточнения условий и структуры общения, поддержания непосредственного общения.

4. Анализ результатов осуществленного взаимодействия. Эта стадия чаще всего называется стадией обратной связи в общении, которая может быть содержательной и эмоциональной. Содержательная обратная связь дает информацию о степени усвоения преподаваемого материала. Она осуществляется с помощью вопросов, экспресс-опросов, фронтальных опросов и т.д. [Смирнов 2000: 312].

В начале 90-х гг. прошлого века «коммуникативная компетенция» определялась отечественными учеными как способность и готовность осуществлять иноязычное общение (И. Бим, Н. Гальскова, Е. Пассов и др.).

Но уже к середине 90-х гг. под коммуникативной компетенцией стали понимать способность коммуникантов организовывать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения [Щепилова 2003: 10].

Коммуникативная компетентность, явля ясь базовой компетентностью, необходимой каждому человеку для решения различных социально-значимых задач, выделяется практически во всех нормативно-правовых документах, регламентирующих содержа ние образования, начиная от материалов Болонского соглашения до Государственных стандартов РФ. Правомерность норма тивной фиксации коммуникативной компетентности в качестве ключевой обусловлена не только ее социальной и индивидуальной значимостью, но и слабой подготовкой учащихся в данном направлении. Решение методических и дидактических вопросов формирования ключевых компетенций в образовательном процессе является характерным направлением научных поисков для современного этапа развития обучения.

Проблеме развития коммуникативной компетентности посвящены исследования в различных областях науки, причем трактовка самого понятия меняется в зависимости от решаемой автором проблемы и взгляда на данный феномен. Коммуникативная компетентность рассматривалась в качестве свойства индивида, проявляющегося в умелости, способа личностной самореализации (В.А. Болотов, В.В. Сериков и др.); интегрального качества личности, основанного на знаниях и опыте (И.А. Зимняя, Г.К. Селевко и др.); способности к созданию собственного продукта, выполненного с ориентацией на восприятие другим человеком (В.В. Гузеев и др.); готовности к взаимодействию, вербальному и невербальному общению с другими людьми (Д.А. Иванов и др.); способности устанавливать и поддерживать контакты с людьми, основанной на знаниях, умениях и навыках общения (Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровский, С.Л. Братченко, Н.Б. Буртова, Е.М. Кузьмина).

Что касается коммуникативной компетентности, то она, во-первых, рассматривается в качестве важного условия, расширяющего возможности социализации молодого человека (в данном случае речь идет о социальной коммуникации как способности, возможности и готовности эффективно взаимодействовать с другими людьми); во-вторых, коммуникативная компетентность выступает значимым фактором предметной коммуникации при углубленном изучении отдельных предметов. Предметная коммуникация отличается от социальной особенностями знаковой системы, ориентированной на обозначение специфических явлений в рамках того или иного профиля.

Уточнение сущности и содержания понятия коммуникативной компетентности потребовало от нас анализа различных подходов к пониманию компетентности за последние несколько лет, начиная с присоединения России к Болонскому соглашению. В отличие от совокупности знаний, умений и навыков (которые традиционно составляли содержание образования в качестве основных компонентов) приоритет получили ключевые компетенции учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах. При этом компетентность как актуальное проявление компетенции, включает в себя не только когнитивную и операционально-технологическую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие наряду с результатами обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Средства педагогического общения
Еще одной важной характеристикой общения являются средства общения, которые можно представить как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия (А.А. Лобанов).М.И. Лисина считает, что средства общения это "… те операции, с помощью которых кажды ...

Современное психологическое образование
Цели, длительность, структура и содержание обучения психологии в значительной степени определяются национальными системами образования, историческими традициями, уровнем развития и статусом психологии как науки в конкретной стране, экономическими и политическими факторами. Рассмотрим типичные тенде ...

Поэтика волшебных сказок
"Сравнительный указатель сюжетов" включает 225 сюжетообразующих мотивов волшебной сказки, самые популярные из которых (“Победитель змея”, “Бой на калиновом мосту”, “Три подземных царства”, “Смерть Кащея в яйце”, “Чудесное бегство”, “Звериное молоко”, “Мачеха и падчерица”, “Сивко-Бурко”, “ ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru