Понятие коммуникативной компетентности

Страница 4

Фиксируется не сумма усвоенной информации, а готовность учащегося действовать в различных ситуациях, в том числе и проблемных, способность к сложным видам деятельности (учебной, предметной, учебно-профессиональной, социальной и т.д.). Очевидно, что компетентность предполагает определенный уровень развития личности, связанный с качественным освоением содержания образования (А.В. Хуторецкий, Е.Г. Калинкина и др.). Большинство исследователей согласны с тем, что компетентность связана с деятельностными характеристиками человека. Важнейшим результатом реализации компетентностного подхода становится то, что изменению подвергается не только содержание, но в большей степени методы образования, виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся, а также способы оценки эффективности образовательного процесса.

Особый статус коммуникативной компетентности определен в работах В.И. Тесленко и С.В. Латынцева, где охарактеризованы причины, обусловливающие данный вид компетентности в качестве ключевой:

– общественный запрос на профессионалов, умеющих работать в команде на общий результат, работать с информацией, продуктивно разрешать конфликты и публично представлять результаты своей работы;

– требования Государственного стандарта общего образования, включающего общеучебные умения, навыки и способы деятельности, которые связаны с коммуникацией (адекватно воспринимать устную речь, передавать содержание прослушанного текста, выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей, владеть монологической и диалогической речью, соблюдать этические нормы общения и т.д.);

– роль коммуникативной компетентности как способа и условия существования любого макро- и микрочеловеческого информационного общества.

Коммуникативная компетенция в сегодняшнем понимании включает в себя собственно коммуникативный, перцептивный и интерактивный компоненты как основные характеристики процесса общения, рассматриваемые исследователями в качестве основных (Г.М. Андреева, Е.В. Андриенко и др.). При этом коммуникация обозначает все информационные обмены, интеракция – процессы взаимодействия, а перцепция – восприятие и понимание людьми друг друга в процессе деятельности и общения.

Анализ научной литературы по вопросу формирования коммуникативной компетентности позволил нам дать следующее определение: коммуникативная компетентность – это характеристика личности, включающая в себя совокупность знаний, умений, опыта и личностных качеств, позволяющих эффективно решать задачи общения и достигать взаимопонимания. Данное понятие опирается на обоснованное Г.К. Селевко общее понимание компетентности как способности и готовности личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, приобретенном в процессе социализации [Селевко 1998:], а также на понятие коммуникативной компетентности Ю.М. Емельянова, C.JI. Братченко и Н.Б. Буртовой, рассматривающих коммуникативную компетентность через совокупность знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств субъекта взаимодействия [Емельянов 1991].

Таким образом, коммуникативная компетентность может быть представлена теоретической, практической и личностной составляющими.

Под теоретической составляющей будем понимать наличие знаний в области межличностного взаимодействия, умение найти необходимую информацию, ее источник, убедительно агрументировать свою позицию, стилистически и грамматически правильно оформлять высказывания, излагать информацию ясно, логично, доступно и выразительно.

В практической составляющей будем выделять сочетание умения восприятия себя, партнера по общению и самого акта общения (умение понимать настроение собеседника, слушать партнера, использовать личный опыт в общении).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Особенности подготовки специалистов социальной работы
Проблема подготовки студентов к практической социальной работе деятельности обусловлена современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем. Как известно, в 90-х годах в России профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована ...

Психолого-лингвистические основы проблемы
Речь является особой формой общения людей, которое осуществляется посредством употребления разнообразных языковых средств. Языковые средства - словарный запас, звуковой состав слов, грамматическая система, структура предложений - усваивается с самого раннего детства. Основной задачей речевого разви ...

Анализ результатов единого государственного экзамена по математике РС
Нами был проведен анализ результатов ЕГЭ по математике выпускниками 2013 года школ Республики Саха (Якутия). В основе исследования были рассмотрены данные предыдущих результатов, итоги подводились от общего количества выпускников. Количество участников ЕГЭ по математике в Республике Саха (Якутия) з ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru