Под личностной составляющей коммуникативной компетентности мы будем понимать комплекс коммуникативных свойств и качеств личности (распознавание внутренних состояний других людей – эмпатия; оценка альтернативных линий своего поведения и выбор действий, адекватных ожиданиям другого человека; контроль избранной линии поведения по отношению к партнеру; общительность, толерантность, способность к рефлексии).
Отмеченная совокупность составляющих представляет собой структурную организацию коммуникативной компетентности личности.
Систематизируя компоненты коммуникативной компетентности личности, выделили три группы коммуникативных знаний и умений, обеспечивающих ее сформированность:
– речевые коммуникативные знания и умения;
– социально-психологические коммуникативные знания и умения;
– деятельностно-практические коммуникативные умения.
Сформированность каждой группы коммуникативных знаний и умений может быть определена по когнитивному, операционно-деятельностному критерию и критерию личной направленности общения. При этом когнитивный критерий включает в себя знания структуры, этапов, особенностей процесса общения, позиций в общении; использование специальной терминологии согласно выбранному профилю обучения. Операционально-деятельностный критерий включает умения осуществлять коммуникативную деятельность, владеть вербальными и невербальными средствами общения, лексическими и грамматическими нормами языка. Критерий личностной направленности включает направленность на межличностное общение, стремление к организации общения с партнером, ориентированность на диалог и сотрудничество, эмпатию, управление собственным эмоциональным состоянием.
Немаловажное место в процессе становления личности занимает работа по развитию у младших школьников коммуникативных умений и навыков.
Коммуникативные умения – это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. [Епишина 2007: 11].
Коммуникативные умения по своей структуре являются сложными умениями высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений.
Имеющийся опыт использования игровых методик в отечественной и зарубежной школе доказывает, что формировать коммуникативные умения целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения младших школьников. В основу такой игры положен процесс ролевого общения учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющей игровой материал.
Группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений:
– вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение);
– ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, учителем, взрослым; понять ситуацию, в которую ставятся партнеры, намерения, мотивы общения);
– соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя жесты, мимику, символы; пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал).
Группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из умений:
Читайте также:
Конспекты уроков по басням И.А. Крылова
2 класс Урок 1. Тема урока: Иван Андреевич Крылов, «Лебедь, Рак и Щука» Цели урока: Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Способствовать формированию осознанного чтения целыми словами. Развивать речевые умения и творческие способности детей. Ход урока Проверка домашнего з ...
Организация образовательного процесса
3.1 Самостоятельно осуществляет образовательный процесс в соответствии с настоящим Уставом и лицензией. Обучение ведется на русском и татарском языках. 3.2 Образовательный процесс регламентируется учебным планом, разработанным и утвержденным ДДТ на основе примерных учебных планов и программ, курсов ...
Функции педагогического общения
Педагогическое общение выполняет практически все основные функции, которые реализуются в обыденно-житейском непедагогическом общении. Наряду с этим функции педагогического общения имеют свои отличительные особенности (А.А. Лобанов). Информационная функция заключается в передаче через общение опреде ...