3. До запрета тестов в 1936 г. отечественная наука добилась существенных результатов в освоении, распространении и развитии тестовых методов. Системы тестов (или их составляющие), созданные Г.И. Россолимо, Ф.Е. Рыбаковым и Н.И. Озерецким, до сих пор применяются за рубежом.
4. Модернизационные процессы в российской истории неоднократно осуществлялись в варианте догоняющего (передовые страны) развития. Не является исключением и модернизация в современном образовании. Вопрос о возрождении метода тестов был поднят через двадцать лет после запрета. Но их широкое применение в образовании пришлось на конец ХХ в.
5. Как правило, модернизационные процессы в варианте догоняющего развития не отличаются системностью и глубокой научной проработанностью. Это хорошо видно и на примере такой составляющей модернизации современного образования, как ЕГЭ. Спустя пять лет после начала эксперимента цели не достигнуты, а перспективы ЕГЭ остаются под вопросом.
6. Положительный эффект от внедрения ЕГЭ четко виден лишь по двум направлениям: 1) тысячи преподавателей применяют тесты в учебном процессе; 2) административное продвижение тестов вызвало адекватную научную рефлексию и активную разработку проблем тестологии.
7. В отечественной тестологии четко обозначилось направление по созданию современной теории тестов (В.С. Аванесов, Н.Ф. Ефремова, Е.А. Михайлычев, А.Н. Майоров, М.Б. Челышкова), опубликованы несколько вариантов моделей статистической обработки результатов массового тестирования (В.С. Аванесов, Ю.М. Нейман, В.А. Хлебников, М.Б. Челышкова), разработаны и применяются в образовательной практике программы компьютерного тестирования (А.Г. Шмелев, В.И. Нардюжев, И.В. Нардюжев, И.Д. Рудинский), по ряду учебных дисциплин созданы обучающие тесты (А.И. Сеногноева, Н.Ф. Федорова, В.М. Кадневский), активно разрабатываются проблемы методики создания и применения тестов по различным дисциплинам образовательного стандарта.
8. Более чем столетний опыт создания и применения научного метода тестов в российском образовании свидетельствует, что тестирование неоднозначно оценивается научным сообществом и подвергается постоянной критике. Критические оценки, как правило, будируют научную мысль. В поисках адекватных ответов на критику, часто весьма справедливую, тестологи вырабатывают новые подходы к организации тестирования, в более полном объеме отвечающие современным запросам социума.
9. Созданные и применяемые в отечественном образовании программы компьютерного тестирования могут быть востребованы в дистанционном образовании по завершении всеобщей компьютеризации школ в рамках национального проекта «Доступное образование».
Обучающие тесты могут найти и находят применение в профильном обучении. Они систематизируют учебный материал и оказывают существенную помощь тем, кто занимается самообразованием. Эти тесты служат дополнительным материалом при самоконтроле знаний.
11. Более ста лет научный метод тестов подвергается критике. Действительно, многие специалисты находят в нем ряд объективных и труднопреодолимых недостатков (например, только невербальные способы контроля). Однако, наука пока не предложила такой альтернативы, которая заставила бы педагогов отказаться от тестов. Поэтому тесты по-прежнему остаются (в ряду других методов) важной составляющей образовательного процесса. Они соответствуют ныне существующим требованиям обучения и контроля в образовании.
Читайте также:
Анализ теоретических подходов к этнокультуре в развитии дошкольника
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития чел ...
Методы исследования в ходе формирования опыта
Построение воспитательного процесса идёт на диагностических основаниях. Принцип «Сначала поставь диагноз, а потом лечи» актуален в работе воспитателя. Проведение мониторинговых процедур позволяет отслеживать успешность воспитательной деятельности, делает её целенаправленной и адекватной возникающим ...
Сказка как жанр русского фольклора
Сказка входит в нашу жизнь в раннем детстве. Тогда же формируется ее наивное восприятие. Неслучайно немецкий фольклорист К.Ю. Обенауэр замечал: "Дети знают, что такое сказки". В отличие от них, ученые по-прежнему спорят по этому поводу. Общим местом множества литературоведческих трудов, п ...