Российская наука не только шла в общемировом русле тестологических исследований, но и обогатила мировую науку рядом достижений. В их числе «психологические профили» Г.И. Россолимо. Детский врач Г.И. Россолимо, занимаясь разработкой диагностических методов для выявления отклонений в умственном развитии, создал методику, основанную на психологических тестах. Каждый тест состоял из десяти заданий. В соответствии с количеством правильных ответов на них результат изображался графически в виде ломаной линии. По сути, это была первая серия тестов интеллекта, созданная в России, на ее основе проводились обследования не только больных детей, но и здоровых, а метод графического изображения результатов тестирования нашел широкое применение за рубежом.
Во многих странах нашел применение и созданный в 1910 г. приват-доцентом Московского университета Ф.Е. Рыбаковым тест специальных способностей «Фигуры Рыбакова». Тест состоял из набора геометрических фигур, каждую из которых можно было сложить в квадрат, круг или треугольник. Позднее этот принцип был положен в основу многих сходных методик, последняя из которых была создана за рубежом в 1955 г.
О масштабах и уровне развития тестового движения в России наиболее наглядно свидетельствует проведение пятого по счету съезда, организованного тестологами в разгар войны в 1916 г. Это доказывает определенную устойчивость и сформированность общественного мнения в пользу тестовых методов. Еще одним важным моментом стала поддержка со стороны официальных властей. В 1916 г. министерство народного просвещения открыло школьно-гигиеническую лабораторию, в которую пригласили работать А.П. Нечаева и Г.И. Россолимо. Однако эти изменения в отношении тестового движения объективно не могли быть реализованы по причинам политического характера. Вместе с тем, накопленный тестологами потенциал вскоре был востребован новой властью.
В пятой главе «Применение тестов в советский и постсоветский период» рассматриваются проблемы, связанные с применением тестов в системе общего и профессионального образования и в профессиональном отборе до 1936 г. и со второй половины ХХ в. по настоящее время.
Потенциал, накопленный российской наукой и практикой в сфере применения тестовых методик, был востребован советской властью. Установка на создание более высокой (по сравнению с капитализмом) производительности труда давала надежды тестологам на получение госзаказа. Как только страна вышла из состояния гражданской войны, так сразу появились признаки возрождения тестовых методов. В 1921 г. выделяются средства на создание в стране трех лабораторий, занимавшихся проблемами повышения производительности труда. В 1921-1922 гг. издаются книги (Нечаев, Бернштейн, Шуберт) с описанием ряда тестовых методик, применявшихся авторами до 1917 г.
Таким образом, в первые годы советской власти четко обозначилось два направления в применении тестовых методик. Первое можно назвать традиционным (педологическим), когда тесты служили для выявления уровня интеллектуального развития детей и последующего направления их в обычные или специальные школы. Но если раньше в России спецшколы создавались на частных или общественных (за счет пожертвований) началах, то советское государство стало создавать и содержать их за счет бюджета.
Показательным примером может служить передача в ведение наркомпроса в 1918 г. школы-санатория, созданной в 1908 г. врачом В.П. Кащенко для дефективных детей. Наркомпрос организовал при нем медико-педагогические консультации. А уже в 1919 г. здесь же создается музей детской дефектологии (позднее музей педологии и педагогики исключительного детства), основу экспозиции которого составили коллекции тестов и игровых методик, разрабатывавшихся В.П. Кащенко и его коллегами с 1908 г.
Читайте также:
Технология формирования лексических
навыков
С помощью лексики передается и воспринимается содержательная сторона речи. Лексика – это основной строительный материал нашей речи, поэтому роль лексики для овладения иностранным языком настолько же важна, как и роль фонетики и грамматики. Ведь именно лексика передает непосредственный предмет мысли ...
Особенности внимания в младшем школьном возрасте
Внимание – это психический процесс, обязательно присутствующий при познании детьми окружающего мира и проявляется, обычно, в сосредоточенности и направленности психики на конкретных объектах. Из потока информации, которая непрерывно идёт из окружающего их мира, лишь благодаря работе внимания дети в ...
Технолого-экономические аспекты проблемы дистанционного обучения
Отставание России по количеству основного работоспособного населения в возрасте (25 - 60 лет), имеющего высшее образование усугубляется тяжелым положением образования в России вообще и высшего образования - в частности. Возросшее желание многих россиян наталкивается на ограниченные возможности вузо ...