Генезис тестирования в образовании

Страница 9

Приведенные факты свидетельствуют об определенной преемственности, продолжении и развитии многих начинаний специалистов, нереализованных в полном объеме в прежних социально-политических условиях. Эта преемственность проявилась и в кадровом потенциале, т.к. все известные в России тестологи стали активно сотрудничать с новой властью, что позволило специалистам реализовать свои идеи, выдвинутые ранее.

Второе направление в применении тестовых методик в 1920-е гг. связано с психотехникой. Этим термином обозначали в те годы не только проведение профессионального отбора, но и все мероприятия в области работы с кадрами. В России подобных исследований не проводили, поэтому российские специалисты встали на путь творческого заимствования зарубежного опыта. Например, сотрудники московской лаборатории психотехники в 1922 г. при проведении испытаний профессиональной пригодности водителей трамваев применяли тест интеллекта, тест устойчивости внимания, тест для определения глазомера (с помощью кругов Липмана), тест Попельройтера-Шульте (ориентировка в 25 числах), а наблюдательность исследовали с помощью теста фигур А.П. Нечаева.

Психотехнические исследования в СССР развивались, главным образом, вширь. К концу 1920-х гг. насчитывалось свыше 100 учреждений, в которых на штатных должностях работало свыше 500 человек. Больше всего психотехнических учреждений было в наркомате здравоохранения – 47, в наркомате транспорта – 21, в наркомате просвещения – 19. Это породило кадровый голод, и с 1929 г. во втором Московском госуниверситете была организована подготовка педологов-психотехников.

Но даже и в условиях кадрового голода детализация психотехнических испытаний насчитывала свыше 30 направлений: изучение утомляемости, рационализация производства, производственная педология, профотбор взрослых, профотбор подростков, профотбор в вузы и втузы, педагогическая психотехника, педолого-диагностическая работа, выработка и проверка методов тестовых испытаний и т. п. По мере накопления опыта создавались более совершенные методики тестовых испытаний, что давало ощутимый эффект, особенно в сфере производства.

Развитие психотехники в 1930-е гг. проходило в противоречивых условиях, связанных с нарастанием тоталитарных тенденций с одной стороны, и потребностями народного хозяйства – с другой. В частности, в связи с провозглашением курса на политехнизацию школы у психотехников появился новый объект приложения своих знаний – школьники, вовлеченные в систему профессионального консультирования и профессионального отбора. В начале 1930-х гг. психотехнические испытания проводились вместе с испытаниями школьной успешности. Таким образом, тестовые испытания из сферы производства распространились и на сферу образования, где они существенным образом дополняли тесты школьной успешности («Психотехника и психофизиология труда» 1930, №3).

Создание и применение тестов школьной успешности стало третьим направлением в отечественной тестологии в советский период. В Киевском вечернем рабочем техникуме в 1924 г. создана опытная Психотехническая станция, занимавшаяся внедрением тестовых методов учета и оценки знаний студентов. С 1928 г. Станция занялась распространением объективных тестовых методов учета учебной успешности и на массовые школы системы профобразования («Психотехника и психофизиология труда», 1929, №2). В1923/1924 учебном году в 3-ей опытной школе Москвы был также введен тестовый метод учета успеваемости, но с неожиданным уходом из школы А.П. Нечаева эта работа прекратилась. (Н.А. Даниличева «Очерки истории школьной психодиагностики», СПб, 2004, С.63)

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Читайте также:

Реализация модели личностно – ориентированного обучения на уроках информатики
Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе на информатике? Необходимо, во-первых, принять концепцию образовательно­го процесса информатики не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обу­чение ...

Методы выявления и диагностики одаренности
Применительно к проблематике одаренности можно отметить несколько основных направлений психодиагностических исследований. В тех случаях, когда задача ставится шире и предполагает не только отбор, но и психологическую помощь одаренному ребенку, сфера диагностики существенно расширяется. Она может вк ...

Виды стилей педагогического общения
В психолого–педагогической литературе наиболее часто выделяют 3 основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Для педагогов, которым свойственен авторитарный стиль характерно подавление своих воспитанников категоричным, не терпящим возражений суждениями, и бесцеремонностью в способах ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru