Генезис тестирования в образовании

Страница 11

При такой системе вопросы индивидуальных умственных способностей, профессионального отбора и других составляющих, которые интересовали исследователей, становились малосущественными и даже вредными, а затраты на их финансирование неоправданными. И хотя до полного искоренения тестов дело не дошло, финансирование исследований прекратилось.

Возрождение отечественной тестологии начинается со второй половины 1950-х гг. Этому способствовала объективная ситуация, связанная с внедрением ЭВМ в систему педагогического контроля знаний, где обязательным условием являются задания с выбором ответа. Складывалась и благоприятная внутриполитическая ситуация. Среди факторов, способствовавших возрождению тестовых методов, следует назвать и внешнеполитический фактор (соревнование с США).

Однако возрождение отечественной тестологии вплоть до середины 1990-х годов не носило сколь-нибудь проработанной общегосударственной задачи. Этот период можно характеризовать как десятилетия возрождения отечественной тестологии точечными методами. В период после ХХ съезда КПСС эпизодически появлялись статьи в научных журналах, защищались диссертации, издавались брошюры, монографии, по большей части переводные, но постановление 1936 г., наложившим запрет на тесты, никто не отменял. Оно утратило свою силу с распадом СССР.

Однако и точечный метод возрождения тестологии оказался продуктивным. Начинающий исследователь к 1990-м гг. в крупных библиотеках мог найти необходимый минимум литературы для самостоятельного освоения основ тестологии. Многие преподаватели прошли подготовку на разного рода курсах, обучаясь по авторской методике В.С. Аванесова. Эти специалисты (их в научной литературе нередко называют «школой Аванесова») работают в десятках лабораторий и региональных центров педагогических измерений. Именно этой школой внесен существенный вклад в развитие современной теории тестов.

Генезис тестирования в истории отечественного образования, таким образом, все более обретает характер сформировавшегося явления в рамках современного социума. Внедрение тестов в образование вызвано рядом внешних и внутренних факторов. Стремление обеспечить конвертируемость диплома российских вузов требует сближения образовательных стандартов разных стран. Налицо и потребность в рационализации распределения учебного времени между обучением и контролем полученных знаний.

В последние 10 лет стало обретать реальные очертания важной государственной задачи педагогическое тестирование. С 1995 г. проводится опережающее аттестационное и абитуриентское тестирование через созданный для этой цели Центр тестирования выпускников общеобразовательных учреждений, а с 2001 г. проводится единый государственный экзамен (ЕГЭ). У российских тестологов появилось три специализированных журнала, увеличился выпуск научной и методической литературы, ведется подготовка тестологов по программе дополнительного образования. Вместе с тем, существует противоречие между потребностью образовательных учреждений в преподавателях, владеющих основами педагогического тестирования, и отсутствием в учебных планах вузов соответствующих дисциплин, учебников и системы государственной переподготовки и подготовки кадров.

Внедрение ЕГЭ выявило и ряд других противоречий и проблем, напрямую связанных с генезисом тестирования. ЕГЭ по замыслу работников министерства образования призвано было решить, как минимум, три важных государственных задачи: 1) дать объективную информацию об уровне подготовки выпускников; 2) преодолеть коррупцию в высшей школе; 3) создать единую систему аттестации выпускников школ и абитуриентов и обеспечить равное право на доступность образования выпускникам городских и сельских школ. Сегодня можно с полным основанием говорить о необходимости существенной трансформации первоначального замысла авторов ЕГЭ.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Читайте также:

Теория и практика политехнического образования школьников
С 1957-1958гг. в 50 школах РСФСР был начат опыт соединения обучения в старших классах с производительным трудом на основе включения школьников в планомерную и систематическую работу на предприятии. Половина учебного времени была отведена на производство. Труд учащегося оплачивался в половинном разм ...

Проблемы современной семьи с единственным ребенком
В настоящее время, когда повысились требования к воспитанию подрастающего поколения, значительно возросла общая культура семьи, необходимо поднять научный уровень педагогики семейного воспитания школьников до уровня педагогики общественного воспитания, имеющей солидную научную психолого-педагогичес ...

Социальная природа досуга. Основы направления и методики организации досуговой деятельности
девиантный досуг социальный педагог Досуг-это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. В рамках досуга, как правила, выделяют пассивный и активный отдых. Основная пассивного отдыха – релаксация (уменьшения напряжения, расслабления). Для ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru