Генезис тестирования в образовании

Страница 2

В современной отечественной тестологии в качестве основной утверждается двумерная классификация тестов в образовании: как обучающих и контролирующих. Исходя из этого, можно в минимизированном варианте дать определение педагогического теста как системы локальных учебных заданий, сгруппированных в единое целое по определенным стандартам в зависимости от целей обучения и контроля знаний.

Мы солидарны с мнением М.Б. Челышковой о том, что «процесс совершенствования понятийного аппарата должен идти не по пути утверждения одного основополагающего определения и отрицания всех остальных, а по пути систематизации множества определений и приведения их в соответствие с решением вопроса классификации тестов».

Таким образом, генезис научного метода тестов за период с середины XVII в. до настоящего времени вобрал в себя этап становления и развития, этап создания классической теории тестов и этап её трансформации. Тестология превратилась в самостоятельную междисциплинарную науку, достигшую классического пика и вступившую три-четыре десятилетия назад в этап трансформации. В рамках этого этапа реальные перспективы приобретает компьютерное тестирование. А с учетом расширения числа пользователей Интернета возрастают возможности развития и дистанционного образования. В системе дистанционного образования станут востребованными обучающие тесты как один из эффективных способов не только усвоения знаний, но и самоконтроля в процессе их усвоения. Вместе с тем тестология продолжает оставаться наукой, в которой не прекращаются дискуссии по терминологии (валидность, тест), степени надежности получаемых результатов и методам их статистической обработки. Это свидетельствует о том, что тестология продолжает оставаться развивающейся наукой, в которой возможны не только отказ от устаревших или недостаточно надежных методик, но и новые открытия и достижения.

Во второй главе «Предпосылки и генезис тестирования в образовании» рассматриваются процессы возникновения предпосылок и зарождения тестовых методик от периода первобытной эпохи и до первых десятилетий ХХ в., когда в соответствии с потребностями социума создавались отдельные методики и системы испытаний, из которых окончательно сформировался научный метод тестов. От дописьменной эпохи сведения о системах испытаний дошли до нас в виде мифов, сказок, былин, загадок, этнографических данных, полученных в ходе изучения первобытных племен. Эти данные позволяют увидеть в обрядах инициации целостную систему образовательно-воспитательных педагогических приемов, основанную на принципах возрастной педагогики и связанную с потребностями социума как в обеспечении его жизнедеятельности, так и в преемственности традиций передачи опыта старших поколений младшим.

Анализ перечисленных источников позволяет сделать вывод о том, что еще в первобытную эпоху были заложены принципы, вошедшие в арсенал современной тестологии. Это, в первую очередь, принцип расположения заданий в тесте по возрастающей степени трудности и принцип композиции заданий закрытой формы с выбором варианта ответа. Эти принципы можно проиллюстрировать известной «Сказкой о рыбаке и рыбке», где задания к золотой рыбке поступают по возрастающей от простейшей просьбы о новом корыте до запредельной - «хочу быть владычицей морскою». А у «Витязя на распутье» выбор из четырех вариантов (как во многих современных тестовых заданиях).

Немало подобных примеров дают нам книги священного писания (Библия, Коран), эзотерическая литература. Отдельные варианты испытаний, созданные в донаучный период, безупречны настолько, что вошли в арсенал научных методов без изменений. Так, в службах занятости применяют тест безымянного мудреца, не нашедшего понимания у нищих, которым он предложил изменить что-нибудь в себе, чтобы стать богатыми. И сегодня специалистам служб занятости очень трудно убедить своих клиентов поменять профессию и переквалифицироваться хотя бы на время.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Разработка ролевых игр обучающего характера
Первым этапом организации ролевой игры является теоретическая разработка, включающая в себя следующие компоненты: Картина моделируемого мира; Правила игры; Командные и (или) индивидуальные вводные. От того, насколько продуман этот этап подготовки игры, зависит весь ход игры. Картина моделируемого м ...

Методика сенсорного воспитания дошкольника
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией мы учим детей различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении ...

Сущность понятия «толерантность»
Ненавидеть разумное существо, народ, расу - это же безумие. Это уже сродни некоей неистовой мифологии, человеконенавистнической аллегории. Нельзя ненавидеть целый народ, коль скоро он включает в себя все мыслимые противоположности - женщин и мужчин, стариков и детей, богатых и бедных, ленивых и тру ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru