Генезис тестирования в образовании

Страница 7

Не менее важной для развития отечественной тестологии явилась научно-организаторская деятельность А.П. Нечаева. А.П. Нечаев, опираясь на поддержку директора Педагогического музея военно-учебных заведений А.Н. Макарова, смог открыть Лабораторию экспериментальной педагогической психологии и за счет музейного бюджета приобрел приборы для организации тестирования. Оснастив лабораторию, А.П. Нечаев уже в первый год её работы привлек к участию в проводимых им исследованиях слушателей педагогических курсов военного ведомства.

В деятельности лаборатории был установлен четкий порядок. Сначала рядом лабораторных исследований выяснялось достоинство того или иного экспериментального метода. Затем проведение опытов переносилось в школы, приюты, гимназии и лицеи, а затем снова в лаборатории проводилась научная обработка полученных результатов.

Таким образом, лаборатория экспериментальной педагогической психологии установила с первых же шагов своей деятельности прочную связь со школой, а в более широком плане связь науки с педагогической практикой. Среди основных проблем, которые стали предметом научного внимания лаборатории, были вопросы о господствующих ассоциациях в разных возрастах, о запоминании слов разного значения, о внимании, о детском чтении, об умственной отсталости, о привычных способах заучивания, о скорости умственной работы в разных возрастах, о степени внушаемости школьников. Для изучения каждого психического свойства были подобраны отдельные тесты.

Работы, начатые в лаборатории А.П. Нечаевым, привлекли внимание ряда ученых, врачей, педагогов. Среди них назовем В.П. Вахтерова, В.А. Вагнера, А.А. Крогиуса, А.Ф. Лазурского, Г.И. Россолимо. Еще более сильным толчком для развития исследований с применением тестов в России послужило открытие при лаборатории в 1904 г. первых педологических курсов, поставивших своей целью изучение человека как предмета воспитания. Курсы открыли доступ в лабораторию всем желающим и привлекли много слушателей, среди которых были не только учителя, но и родители школьников. Слушатели курсов на местах создавали небольшие лаборатории и кабинеты, организовывали педологические курсы. К 1909 г., по данным журнала «Русская школа», уже действовало 33 лаборатории.

Еще одним важным шагом на пути внедрения метода тестов в образовательное пространство России явилось открытие в 1908 г. Педагогической Академии (руководитель А.П. Нечаев), где давали второе образование по специальности «экспериментальная педагогика». В числе других организационных мер, способствовавших развитию тестового движения в России, следует отметить проведение пяти съездов по экспериментальной психологии и экспериментальной педагогике (1906, 1909, 1910, 1913, 1916 гг.), где были представлены доклады многих российских тестологов.

В главе подробно анализируется и научно-литературная деятельность А.П. Нечаева, его коллег и единомышленников. Материалы научных исследований регулярно публиковались в педагогических журналах, а в «Русской школе» с 1908 г. открыт отдел «Экспериментальная педагогика» (редактор А.П. Нечаев). Материалы отдела выходили и отдельным оттиском.

К 1909 г. масштабы тестового движения в России достигли такого уровня, когда встал вопрос о создании Общества экспериментальной педагогики. Устав его утвердили в мае 1909 г. Общество вырабатывало не только планы исследований в масштабах России, но и делало расчет на координацию работы с зарубежными тестологами. Таким образом, уже в начале ХХ в. были сформированы каналы коммуникаций с помощью традиционных для того времени печатных изданий, курсов, семинаров, съездов, зарубежных научных командировок и личных контактов.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Читайте также:

Психолго-педагогические основы развития речи младших школьников
Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. «Внешняя речь,— как средство писал Л. С. Выготский,— есть процесс превращения мысли в слова, ее материализация» . Сле­довательно, психологической основой речи слу­жит мысль и условием ее развития является обогащение мысли. Лишь на осн ...

Основные направления изучения линии уравнений в школьном курсе алгебры
Уравнение как общематематическое понятие многоаспектно. Можно выделить главные области возникновения и функционирования понятия "уравнение" как: средства решения текстовых задач; особого рода формулы, служащей в алгебре объектом изучения; формулы, которой косвенно определяются числа или к ...

Становление интеллектуальной культуры в обществе
История человеческой цивилизации свидетельствует о том, что общество всегда нуждалось и нуждается в людях, которые концентрируют в себе высокий интеллектуальный и творческий потенциал, неординарные аналитические способности. Они необходимы как эталон, как высший показатель, к которому следует стрем ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru