Например, в течение ХХ в. неоднократно уточнялся термин «валидность». Он вбирал в себя новые дополнительные понятия, соответствующие этапам и уровню развития науки. В настоящее время большинство тестологов выделяют три основных вида валидности: валидность критериальную (эмпирическую); валидность конструктную (концептуальную); валидность содержательную (по содержанию, например, учебного предмета). Классификация валидности в тестологии до сих пор весьма условна. Например, Е.А. Михайлычев предложил классификацию валидности, насчитывающую 35 дефиниций («Педагогическая диагностика», 2003, №4).
Достигнув к середине ХХ в. определенной завершенности в теоретическом осмыслении и практике применения тестов, тестология обрела классическую теорию тестов и вступила со второй половины ХХ в. в этап трансформации этой теории. Основные элементы трансформации нашли отражение в статистических методах с применением ЭВМ, создании обучающих тестов и построении новых моделей компьютерного тестирования, расширяющих функциональные возможности тестовых технологий, в т.ч. в сфере самообразования.
В образовании стран с развитой тестовой культурой используются многие виды тестов: тесты интеллекта, тесты специальных способностей, личностные тесты, комплексные батареи способностей. Эти типы тестов можно найти в инструментарии и консультанта по вопросам образования, и школьного психолога. Результаты, полученные по этим тестам, нередко служат исходной информацией для администрации учебных заведений и учителей при принятии управленческих решений.
Таким образом, тесты в образовании за несколько десятилетий превратились во многих странах в один из действенных инструментов, выполняя многоролевые функции и оказывая значительное воздействие на учебные, воспитательные и управленческие процессы. Тестовое движение в образовании имеет устойчивую тенденцию к расширению, что свидетельствует в пользу вывода о том, что тесты позволяют рационализировать образование в т. ч. и за счет экономии учебного времени.
В третьей главе «Тестирование в системе профессионального образования и профессионального отбора» анализируется вклад науки в рационализацию деятельности представителей разных профессий с учетом индивидуальных способностей каждого. Мы уже отмечали, что важнейшей предпосылкой генезиса тестирования было стремление людей преодолеть противоречие между их групповой деятельностью и индивидуальными способностями каждого. Это противоречие относится к разряду «вечных», поэтому объективно перед каждым поколением встает проблема поиска наиболее рационального способа преодоления этого противоречия.
В дописьменный период тестирование в современном его понимании не могло существовать, поэтому его предпосылки могли формироваться, главным образом, в системе воспитания и в системе профессионального отбора. Все усложнявшаяся жизнь социума выдвигала новые и новые задачи, для решения которых требовались и новые качества личности. Требования к индивидуальным качествам в сфере профессиональной деятельности стали более высокими в период промышленной революции. Поиски наиболее способных к тому или иному виду профессиональной деятельности усилились в начале ХХ века. Заметных результатов в этих поисках добились инженер Ф. Тейлор, психолог Г. Мюнстерберг и их последователи. Направление в прикладной психологии, связанное с исследованиями Г. Мюнстерберга, получило название психотехника (психология труда).
Читайте также:
Самостоятельная организация деятельности детей в первой половине дня
Утро я начала с приема детей в группу, воспитатель наблюдала за моими действиями. После того как все дети были в группе я проводила утреннюю зарядку с детьми, потом назначила дежурных для сервировки столов, а с остальными детьми наводили порядок в группе. После того как дети сели за столы пожелала ...
Дидактическое обеспечение занятий по обучению учащихся
VII классов работе на токарно-винторезных
станках
В предыдущем параграфе мы рассмотрели методические приемы овладения технологическими операциями работы на токарно-винторезных станках в представленных уроках технологии. Применение дидактических средств обучения коренным образом изменяет структуру урока, помогает с большей пользой использовать кажд ...
Социальное воспитание дошкольников
Ещё до того как родители решают отдать ребёнка в дошкольное образовательное учреждение, необходимо начинать ещё дома готовить его к дальнейшей социальной адаптации, так ка в первую очередь на адаптацию ребёнка влияют такие факторы, как общее эмоциональное состояние, состояние здоровья и уровень физ ...