Динамика системы образования РФ

Страница 4

Деятельность Министерства по достижению первой цели обеспечит последовательное снижение дифференциации качества образовательных услуг по территориальному, социально-экономическим и иным признакам, повышение качества кадрового потенциала, восстановление социального статуса педагогов и престижа его труда, привлечение перспективных молодых специалистов в образовательные учреждения, внедрение общенациональной системы контроля и оценки результатов работы образовательных учреждений, выявления и недостатков организации образования и точек роста, внедрение эффективных финансово-экономических механизмов, повышение уровня инвестиционной привлекательности образовательных учреждений, будет способствовать расширению и активизации многоканального финансирования, повысит самостоятельность использования ресурсов, усилит заинтересованность образовательных учреждений в повышении качества образовательных услуг и расширении сферы деятельности, а также повысит ответственность руководителей за экономическое состояние руководимых ими учреждений, уровень его конкурентоспособности, объемы, структуру и качество образовательных услуг.

Обеспечение доступности качественного общего образования направлено на выравнивание стартовых возможностей получения общего образования для снижения социальной дифференциации, повышения социальной, территориальной и образовательной мобильности детей и молодежи. Возможные риски при реализации связаны с недофинансированием, которое может возникнуть в дотационных субъектах РФ при введении «предшкольного образования» (нулевой класс), переходе к отраслевой системе оплаты труда работников образования и повышения заработной платы учителей, осуществлении социальной адресной поддержки обучающихся, а также дефицитом высококвалифицированных кадров. Это явление может иметь место при переходе к профильному обучению в старших классах, изменении структуры стандарта общего образования.

В качестве факторов риска при решении задач, обеспечивающих достижение цели 1, необходимо отметить следующие:

· неготовность педагогов к внешней оценке их работы, сопротивление введению итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена;

· различие взглядов представителей профессионального сообщества на новые механизмы финансирования; рассогласованность позиций образовательных учреждений и учредителей относительно целесообразности перехода на новые организационно-правовые формы, особенно в системе общего образования;

· неподготовленность общественных управляющих к участию в контроле над образовательными учреждениями через механизмы публичной отчетности о деятельности образовательных учреждений;

· торможение проведения в жизнь принятого в 2006 г. закона «Об автономных учреждениях» (отсутствие необходимых подзаконных актов).

Для минимизации указанных рисков предстоит:

· последовательно добиваться увеличения объемов государственного финансирования системы образования до уровня, обеспечивающего реальную реализацию конституционных прав граждан на образование и внедрение эффективного контракта между государством и педагогом;

· найти способы ликвидации барьеров, затрудняющих внедрение новых механизмов и моделей в сфере образования; активизировать общественные инициативы в этом деле;

· активизировать работу по созданию современной системы повышения квалификации управленческих и педагогических кадров;

обеспечить реальную поддержку привлечения средств в систему образования из различных источников (многоканальное финансирование).

Об общественной эффективности бюджетных расходов в образовании свидетельствует тот факт, что, согласно результатам опросов общественного мнения, проведенных в феврале 2006 г. и в марте 2007 г., наметились определенные положительные тенденции в оценках гражданами положения дел в сфере образования: сократилось число респондентов, негативно оценивающих состояние российского образования в субъектах Российской Федерации – с 30,5% до 26,7%. При этом большинство опрошенных – 50,1% считает, что сфера образования в Российской Федерации находится в удовлетворительном состоянии и динамично развивается.

Экономическая эффективность расходов федерального бюджета в рамках первой стратегической цели Минобрнауки России «Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе» характеризуется устойчивым ростом значений по большинству из показателей, характеризующих степень достижения указанной цели.

В отчетном периоде наблюдался устойчивый рост бюджетных расходов на образование. Так, например, в 2008 г. бюджетные расходы на одного обучающегося в сфере общего образования увеличились по сравнению с 2007 г. на 9,4 рубля и составили 32,3 тыс. рублей в год, что позволило достичь уровня охвата детей программами общего образования 95,3% учащихся в общей численности детей в возрасте 7-17 лет.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Анализ опубликованного методического опыта
Как никакие другие, русские сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самораскрытия личности. Сказки вызывают особый интерес у детей. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чу ...

Компетенция ПКСПП-7
Компетенция ПКСПП-7 – это профессиональная компетенция в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании: «способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педа ...

Сущность воспитательного воздействия сюжетно-ролевой игры в приобретении и накоплении ребенком социального опыта
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при исполь ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru