Деятельность Министерства по достижению первой цели обеспечит последовательное снижение дифференциации качества образовательных услуг по территориальному, социально-экономическим и иным признакам, повышение качества кадрового потенциала, восстановление социального статуса педагогов и престижа его труда, привлечение перспективных молодых специалистов в образовательные учреждения, внедрение общенациональной системы контроля и оценки результатов работы образовательных учреждений, выявления и недостатков организации образования и точек роста, внедрение эффективных финансово-экономических механизмов, повышение уровня инвестиционной привлекательности образовательных учреждений, будет способствовать расширению и активизации многоканального финансирования, повысит самостоятельность использования ресурсов, усилит заинтересованность образовательных учреждений в повышении качества образовательных услуг и расширении сферы деятельности, а также повысит ответственность руководителей за экономическое состояние руководимых ими учреждений, уровень его конкурентоспособности, объемы, структуру и качество образовательных услуг.
Обеспечение доступности качественного общего образования направлено на выравнивание стартовых возможностей получения общего образования для снижения социальной дифференциации, повышения социальной, территориальной и образовательной мобильности детей и молодежи. Возможные риски при реализации связаны с недофинансированием, которое может возникнуть в дотационных субъектах РФ при введении «предшкольного образования» (нулевой класс), переходе к отраслевой системе оплаты труда работников образования и повышения заработной платы учителей, осуществлении социальной адресной поддержки обучающихся, а также дефицитом высококвалифицированных кадров. Это явление может иметь место при переходе к профильному обучению в старших классах, изменении структуры стандарта общего образования.
В качестве факторов риска при решении задач, обеспечивающих достижение цели 1, необходимо отметить следующие:
· неготовность педагогов к внешней оценке их работы, сопротивление введению итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена;
· различие взглядов представителей профессионального сообщества на новые механизмы финансирования; рассогласованность позиций образовательных учреждений и учредителей относительно целесообразности перехода на новые организационно-правовые формы, особенно в системе общего образования;
· неподготовленность общественных управляющих к участию в контроле над образовательными учреждениями через механизмы публичной отчетности о деятельности образовательных учреждений;
· торможение проведения в жизнь принятого в 2006 г. закона «Об автономных учреждениях» (отсутствие необходимых подзаконных актов).
Для минимизации указанных рисков предстоит:
· последовательно добиваться увеличения объемов государственного финансирования системы образования до уровня, обеспечивающего реальную реализацию конституционных прав граждан на образование и внедрение эффективного контракта между государством и педагогом;
· найти способы ликвидации барьеров, затрудняющих внедрение новых механизмов и моделей в сфере образования; активизировать общественные инициативы в этом деле;
· активизировать работу по созданию современной системы повышения квалификации управленческих и педагогических кадров;
обеспечить реальную поддержку привлечения средств в систему образования из различных источников (многоканальное финансирование).
Об общественной эффективности бюджетных расходов в образовании свидетельствует тот факт, что, согласно результатам опросов общественного мнения, проведенных в феврале 2006 г. и в марте 2007 г., наметились определенные положительные тенденции в оценках гражданами положения дел в сфере образования: сократилось число респондентов, негативно оценивающих состояние российского образования в субъектах Российской Федерации – с 30,5% до 26,7%. При этом большинство опрошенных – 50,1% считает, что сфера образования в Российской Федерации находится в удовлетворительном состоянии и динамично развивается.
Экономическая эффективность расходов федерального бюджета в рамках первой стратегической цели Минобрнауки России «Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе» характеризуется устойчивым ростом значений по большинству из показателей, характеризующих степень достижения указанной цели.
В отчетном периоде наблюдался устойчивый рост бюджетных расходов на образование. Так, например, в 2008 г. бюджетные расходы на одного обучающегося в сфере общего образования увеличились по сравнению с 2007 г. на 9,4 рубля и составили 32,3 тыс. рублей в год, что позволило достичь уровня охвата детей программами общего образования 95,3% учащихся в общей численности детей в возрасте 7-17 лет.
Читайте также:
Принцип индивидуализации в обучении иностранному языку
Многие считают, что индивидуализация является ключом к мотивации. Г.В. Рогова говорит, что в настоящее время в исследованиях отечественных психологов и дидактов отмечается, что без учета индивидуальных особенностей обучаемого невозможно подлинное развивающее обучение, а оно является одной из целей ...
Этапы формирования лексических
навыков
Соблюдение названных выше принципов является необходимым условием на каждом из этапов работы над лексическим материалом. К основным этапам работы над лексикой относятся: ознакомление с новым материалом (ознакомление с функцией слова, его значением, формальными признаками); первичное закрепление (тр ...
Содержание педагогического общения
Под содержанием общения обычно понимают ту информацию, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного субъекта другому либо циркулирует между ними. Поскольку эта информация по своему характеру далеко не однородна, то по содержанию выделяют материальное, когнитивное, кондиционное, мотива ...