Особенности поведения и внимания у гиперактивных детей

Страница 3

В последние годы экспертами было доказано, что гиперактивное поведение является одним из проявлений комплекса нарушений, которые отмечаются у детей младшего школьного возраста. Главный дефект связывают с недостаточностью механизмов тормозящего контроля и внимания. Поэтому гиперактивность более точно классифицируются как синдром дефицита.

Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатками внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Приход в школу создает достаточно серьезные проблемы для ребёнка с недостатками внимания, в связи с тем, что учебная деятельность предъявляет достаточно высокие требования к уровню развития данной функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы, в связи с чем у него выявляется низкая успеваемость.

Нарушения внимания отчетливо проявляются с началом школьного обучения. По описаниям учителей, дети с ГРДВ способны сохранять внимание не дольше нескольких минут. Нарушения внимания являются причиной плохого выполнения школьных заданий и проявляются в трудностях его удерживания (ребенок несобран, не способен самостоятельно завершить задание), снижении избирательности внимания (не способен надолго сосредоточиться на определенной деятельности), выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Из-за высокой отвлекаемости дети с ГРДВ не способны доводить выполнение заданий до конца, плохо прислушиваются к объяснениям учителя, пропуская при этом важные детали, склонны к забывчивости и беспорядку, часто теряют учебники, тетради, ручки и другие школьные принадлежности. Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребенка ситуациях, когда ему нужно действовать без посторонней помощи. [13]

Самая большая проблема гипердинамичного ребенка – его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, не хочет подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не “не хочет”, а не может вести себя соответственно школьным правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем. Ребенок как бы не может ни на чем сконцентрироваться, последовательно и целенаправленно что-либо выполнять. Естественно, что учебная деятельность, требующая, прежде всего целенаправленности, планирования и самоконтроля выполняемых действий, оказывается для него особенно трудной. У такого ребенка сильно страдают объем и концентрация внимания, он может сосредоточиться на чем-либо лишь на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение в классе.[14]

Вместе с тем показатели внимания детей с ГРДВ подвержены существенным колебаниям. Хуже всего они выполняют задания, требующие длительных усилий и сосредоточения внимания, которые кажутся им скучными, неоднократно повторяющимися, слишком трудными, не приносящими удовлетворения, и не подкрепляемые поощрениями. Наоборот, во время любимых занятий и игр дети не только успешно справляются с поставленными задачами, но и могут удерживать внимание до нескольких часов. Подобная избирательность, связанная с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием от этой деятельности, должна использоваться при планировании коррекционных занятий.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Реализация модели личностно – ориентированного обучения на уроках информатики
Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе на информатике? Необходимо, во-первых, принять концепцию образовательно­го процесса информатики не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обу­чение ...

Знакомство с формой предметов
Дидактическая задача. Учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их форму. Материал. Ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок, грибочек, цилиндр, яйцо, мячик. Высота ведерка 10 – 12 см; размер предметов для вк ...

Особенности формирования самоконтроля у младших школьников
Е.С. Рубинский в качестве путей обучения школьников самоконтролю предлагает «наглядный контроль со стороны учителя, взаимоконтроль учащихся и на этой основе - самоконтроль каждого ученика. « С этим нельзя не согласиться, однако только это этих путей недостаточно. Необходимо на уроках по каждому уче ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru