В последние годы экспертами было доказано, что гиперактивное поведение является одним из проявлений комплекса нарушений, которые отмечаются у детей младшего школьного возраста. Главный дефект связывают с недостаточностью механизмов тормозящего контроля и внимания. Поэтому гиперактивность более точно классифицируются как синдром дефицита.
Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатками внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Приход в школу создает достаточно серьезные проблемы для ребёнка с недостатками внимания, в связи с тем, что учебная деятельность предъявляет достаточно высокие требования к уровню развития данной функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы, в связи с чем у него выявляется низкая успеваемость.
Нарушения внимания отчетливо проявляются с началом школьного обучения. По описаниям учителей, дети с ГРДВ способны сохранять внимание не дольше нескольких минут. Нарушения внимания являются причиной плохого выполнения школьных заданий и проявляются в трудностях его удерживания (ребенок несобран, не способен самостоятельно завершить задание), снижении избирательности внимания (не способен надолго сосредоточиться на определенной деятельности), выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Из-за высокой отвлекаемости дети с ГРДВ не способны доводить выполнение заданий до конца, плохо прислушиваются к объяснениям учителя, пропуская при этом важные детали, склонны к забывчивости и беспорядку, часто теряют учебники, тетради, ручки и другие школьные принадлежности. Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребенка ситуациях, когда ему нужно действовать без посторонней помощи. [13]
Самая большая проблема гипердинамичного ребенка – его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.
Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, не хочет подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не “не хочет”, а не может вести себя соответственно школьным правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем. Ребенок как бы не может ни на чем сконцентрироваться, последовательно и целенаправленно что-либо выполнять. Естественно, что учебная деятельность, требующая, прежде всего целенаправленности, планирования и самоконтроля выполняемых действий, оказывается для него особенно трудной. У такого ребенка сильно страдают объем и концентрация внимания, он может сосредоточиться на чем-либо лишь на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение в классе.[14]
Вместе с тем показатели внимания детей с ГРДВ подвержены существенным колебаниям. Хуже всего они выполняют задания, требующие длительных усилий и сосредоточения внимания, которые кажутся им скучными, неоднократно повторяющимися, слишком трудными, не приносящими удовлетворения, и не подкрепляемые поощрениями. Наоборот, во время любимых занятий и игр дети не только успешно справляются с поставленными задачами, но и могут удерживать внимание до нескольких часов. Подобная избирательность, связанная с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием от этой деятельности, должна использоваться при планировании коррекционных занятий.
Читайте также:
Практическое использование нетрадиционных форм работы с
родителями в дошкольном учреждении
Практическая работа по внедрению нетрадиционных форм работы с родителями проводилась на базе ДОУ №96 «Умничка». Работа проводилась в течение всего года с родителями подготовительной группы. В начале года была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Работу начали с и ...
Опыт использования компьютерный технологий для обучения информатике незрячих
детей
Современные информационные образовательные технологии могут быть использованы для предоставления образовательных услуг людям с ограниченными возможностями, например, незрячим и слабовидящим. Следует отметить, что компьютерные технологии в данном случае рассматриваются не только и не столько как пре ...
Работа с образовательной статистикой
единого государственного экзамена по математике
Работа с образовательной статистикой единого государственного экзамена по математике осуществляется с помощью системы управления базы данных. Основные функции СУБД – это описание структуры базы данных, обработка данных и управление данными. Среди разработчиков базы данных (БД) большой популярностью ...