Методика проведения констатирующего эксперимента

Страница 1

Эффективность применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников может быть проверена при проведении педагогического эксперимента.

Эксперимент является методом педагогических исследований, это метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях исследуются педагогические явления, ищется новый, более эффективный способ решения педагогической проблемы, задачи. Эксперимент позволяет получить ответ на поставленный вопрос при соблюдении всех необходимых требований и условий его проведения.

Структура педагогического эксперимента включает - констатирующий этап эксперимента (сентябрь), формирующий этап (сентябрь-февраль), контрольный эксперимент (март).

Констатирующий эксперимент, иногда также называемый методом срезов, ориентирован на установление фактического состояния исследуемого объекта, констатацию исходных параметров. Главная цель - определить состояние интеллектуальных способностей дошкольников на начало эксперимента. Для этого необходимо было провести тестирование.

Констатирующий эксперимент проводился в сентябре 2005 года с детьми шести-семи лет подготовительной к школе группы ясли-сада "Ракета". Для проведения констатирующего эксперимента мы использовали психодиагностические методики, позволяющие определить уровень интеллектуальных способностей дошкольников. Таким образом, в исследовании мы обратились к области психодиагностики.

В энциклопедическом словаре даётся следующее определение психодиагностики: "Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика направлена на измерение какого-то качества, постановку диагноза на этой основе, нахождение того места, которое занимает испытуемый среди других по выраженности изучаемых особенностей" / 24 /.

Психодиагностические методики успешно используются в случаях, когда необходимо получить оценку той или иной психической особенности конкретного индивида или группы, кроме того, они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и дать информацию не вообще о человеке, а прицельно о тех или иных его особенностях.

На сегодняшний день из всех существующих диагностических методик наиболее распространёнными и употребляемыми являются тесты - достаточно краткие, стандартизированные пробы, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических особенностей человека по определённым параметрам.

В нашем случае предпочтение отдаётся индивидуальной форме тестирования, т.к. она позволяет осуществлять контроль за функциональным состоянием испытуемых, таких как утомление и др., добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать, т.е. осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его психологических особенностей. Преимуществом индивидуальных тестов является возможность получить в результате не только баллы, но и целостное представление о многих личностных особенностях тестируемого (мотивации, отношения к учебной деятельности и др.).

Как правило, тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, унифицированную инструкцию, тестовую тетрадь с заданиями и, если необходимо, стимулирующий материал или аппаратуру, лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных и др. В руководстве к тестовому заданию приводятся данные о целях тестирования, выборке, для которой тестирование предназначено, способах обработки и оценки результатов и др. В области педагогики и психологии современными специалистами разработано большое количество различных методик, позволяющих изучать развитие личности ребёнка на разных возрастных этапах, уровень развития его мыслительной деятельности, познавательных интересов, мотивации и др.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Национальная нетерпимость и ее причины
Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако психологическая наука отвергает это предположение. Восприятие даже простейшего объекта - не изолированный акт ...

Система упражнений, обеспечивающая усвоение таблицы умножения и деления
Табличные случаи умножения и соответствующие им случаи деления, учащиеся должны усвоить на уровне навыков. Основное средство выработки таких навыков – выполнение учащимися тренировочных упражнений. Если упражнения будут однотипными, повторяющимися, они могут вызвать потерю интереса у учащихся, поэт ...

Реализация Национального Проекта «Образование»
Реализация ПНПО в РФ Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте зал ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru