Методика проведения констатирующего эксперимента

Страница 1

Эффективность применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников может быть проверена при проведении педагогического эксперимента.

Эксперимент является методом педагогических исследований, это метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях исследуются педагогические явления, ищется новый, более эффективный способ решения педагогической проблемы, задачи. Эксперимент позволяет получить ответ на поставленный вопрос при соблюдении всех необходимых требований и условий его проведения.

Структура педагогического эксперимента включает - констатирующий этап эксперимента (сентябрь), формирующий этап (сентябрь-февраль), контрольный эксперимент (март).

Констатирующий эксперимент, иногда также называемый методом срезов, ориентирован на установление фактического состояния исследуемого объекта, констатацию исходных параметров. Главная цель - определить состояние интеллектуальных способностей дошкольников на начало эксперимента. Для этого необходимо было провести тестирование.

Констатирующий эксперимент проводился в сентябре 2005 года с детьми шести-семи лет подготовительной к школе группы ясли-сада "Ракета". Для проведения констатирующего эксперимента мы использовали психодиагностические методики, позволяющие определить уровень интеллектуальных способностей дошкольников. Таким образом, в исследовании мы обратились к области психодиагностики.

В энциклопедическом словаре даётся следующее определение психодиагностики: "Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика направлена на измерение какого-то качества, постановку диагноза на этой основе, нахождение того места, которое занимает испытуемый среди других по выраженности изучаемых особенностей" / 24 /.

Психодиагностические методики успешно используются в случаях, когда необходимо получить оценку той или иной психической особенности конкретного индивида или группы, кроме того, они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и дать информацию не вообще о человеке, а прицельно о тех или иных его особенностях.

На сегодняшний день из всех существующих диагностических методик наиболее распространёнными и употребляемыми являются тесты - достаточно краткие, стандартизированные пробы, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических особенностей человека по определённым параметрам.

В нашем случае предпочтение отдаётся индивидуальной форме тестирования, т.к. она позволяет осуществлять контроль за функциональным состоянием испытуемых, таких как утомление и др., добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать, т.е. осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его психологических особенностей. Преимуществом индивидуальных тестов является возможность получить в результате не только баллы, но и целостное представление о многих личностных особенностях тестируемого (мотивации, отношения к учебной деятельности и др.).

Как правило, тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, унифицированную инструкцию, тестовую тетрадь с заданиями и, если необходимо, стимулирующий материал или аппаратуру, лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных и др. В руководстве к тестовому заданию приводятся данные о целях тестирования, выборке, для которой тестирование предназначено, способах обработки и оценки результатов и др. В области педагогики и психологии современными специалистами разработано большое количество различных методик, позволяющих изучать развитие личности ребёнка на разных возрастных этапах, уровень развития его мыслительной деятельности, познавательных интересов, мотивации и др.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Ознакомление с работой воспитателя, помощника воспитателя во вторую половину дня
Подъем детей осуществлялся постепенно, дети просыпались, делали зарядку, затем умывались, и одевались. Воспитатель следит, как дети выполняли все указанные действия, помогала детям одеваться, расчесывала детей и заплетала. Затем воспитатель назначала дежурных детей, они сервировали столы, остальные ...

Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики
Развитие любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс сущностно единых явлений, а с другой — конструируют предмет данной науки. В понятийном аппарате конкретной науки можно выделить одно, центральное, понятие, которое обозначае ...

Вопросы теории организационных форм обучения учащихся
Характеристика форм организации обучения В современной педагогической литературе содержание и понятия « форма организации обучения« раскрыто неоднозначно и имеет разные подходы к выделению главных признаков, отличающих его от других педагогических понятий. Так, определяющими признаками называются: ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru