В многочисленных книгах и статьях о развитии одаренности ребенка, публикуемых в последнее время содержится много самых разных методических задач, интересных заданий для развития творческого мышления, памяти, внимания и т.п. Но, как известно серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики. Его можно добиться только имея целостную систему, программу.
В последнее время этот пробел начал восполняться. Основная причина сбоев в том, что уровень и темп развития способностей у каждого ребенка индивидуален. При составлении плана программы для одаренных учащихся необходимо учитывать такие формы работы, как гибкий и мобильный учебный план, планирование и принятие решений самими детьми, конструирование учебного плана на базе интересов детей и т.д. Необходимо, чтобы программа учитывала самораскрытие одаренных ребят ; оно должно охватывать умственное, эмоциональное и социальное развитие и учитывать индивидуальные различия детей. Программа должна удовлетворять потребность в новой информации, одаренный ребенок должен быть широко информирован; должна помочь ребенку в самовыражении. Необходимо, чтобы программа предусматривала развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического приложения. Программа должна поощрять инициативу детей.
Так, например, в нашем детском саду г. Лабинска № 7 «Звездочка» была разработана программа по развитию одаренности.
При составлении проекта программы работы с одаренными детьми мы анализировали разработки Савенкова А.И. «Обучение мышлению», Хуторского А.В Для выявления одаренных детей мы используем методики Савенкова А.И. «Интеллектуальный и творческий портрет» для воспитателей и «Карта одаренности» для родителей, так как именно эти методики используются на первоначальном этапе выявления одаренности детей.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 – 7лет).
При структурировании материала мы придерживались принципа логарифмической спирали. Этот способ наиболее прост, доступен и обеспечивает нужный педагогический эффект. Благодаря такой структуре один и тот же вид мышления отрабатывается на занятиях многократно, периодически. При этом способе структурирование учебного материала в проекте программы нет необходимости «прописывать» отдельные занятия. Сценарий каждого занятия – это исключительно сфера творческой деятельности педагога. Но имея общую структуру и опираясь на диагностические результаты, добываемые в процессе самих занятий, педагог может разработать сценарий каждого занятия, сообразуя его с уровнем развития работающих с ним детей.
При составлении наших сценариев занятий мы выбрали игровую форму. Так как это наиболее эффективный способ работы с детьми в этом возрасте.
Структура проекта программы имеет вид логарифмической спирали, которая имеет 2 уровня: базовый (мотивация + интеллект + креативность = одаренность), который раскрывает структуру личностного потенциала, и «содержательный», на котором представлены блоки, составляющие структуру программы развития умственных и творческих способностей. В проекте программы их выделено 7: рассмотрим их с точки зрения содержания.
1. Конвергентное мышление Это логическое последовательное однонаправленное мышление. Оно проявляется и развивается в задачах, имеющих единственно правильный ответ, причем этот ответ может быть логически выведен из самих условий. Задачи такого рода имеют жесткую структуру, их решение достигается путем использования определенных правил-алгоритмов.
Развивая этот вид мышления надо помнить предостережение известного специалиста в области развития детского интеллекта Ж.Пиаже : мышление интуитивное, ассоциативное, которое наиболее естественно для ребенка и необходимо в творческой деятельности. Может подавляться ранними интенсивными занятиями подобного рода. Но в ходе исследований Савенкова А.И. была подтверждена мысль о том, что необходим строго выверенный баланс в использовании заданий. Направленных на оба вида мышления.
Читайте также:
Специфика
условий труда и деятельности учителя сельской школы
К специфике труда педагога для учителя сельской школы добавляются еще некоторые особые условия, игнорирование которых может привести к серьезным просчетам в организации учебно-воспитательного процесса. Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных от ...
Основы деятельности ДДТ
2.1 Основная цель образовательной деятельности ДДТ — обеспечение достаточных условий для личностного развития ребенка, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга. 2.2 Самостоятельно разраб ...
Дворец творчества юных как уникальный исторический комплекс
дополнительный образование воспитательный творческий На сегодняшний день в Санкт-Петербурге система дополнительного образования детей представлена ярким многообразием учреждений спортивного, технического, художественно-эстетического, социально- педагогического, а также эколого-биологического, турис ...