Для выявления имеющегося уровня сформированности познавательных интересов младших школьников нами было проведено диагностирование, модифицированное и адаптированное к предмету исследования по методикам «Познавательная активность младшего школьника», «Познавательная самостоятельность младшего школьника» А.А. Горчинской и «Методика с конвертами» Г.И. Щукиной.
Первая методика «Познавательная активность младшего школьника» [54]. Целью данной методики являлось оценить степень выраженности познавательной активности младших школьников. Для проведения данной методики был взят бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов. Младшим школьникам контрольного и экспериментального класса были розданы бланки стандартизированной анкеты, и было предложено выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один:
Анкета
1. Нравится ли тебе выполнять творческие задания?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?
а) помучиться, но самому найти ответ;
б) когда как;
в) получить готовый ответ от других.
3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?
а) постоянно много;
б) иногда много, иногда ничего не читаю;
в) читаю мало.
4. Что ты делаешь, если при изучении какой - то темы у тебя возникли вопросы?
а) всегда нахожу на них ответ;
б) иногда нахожу на них ответ;
в) не обращаю на них внимания.
5. Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое?
а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями);
б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь;
в) ты не станешь об этом рассказывать.
Уровень сформированности познавательной активности мы определяли по ответам учащихся. Если учащийся ответил от 3 до 5 вопросов буквой «а», это свидетельствовало о высоком уровне познавательной активности, если ученик ответил от 3 до 5 вопросов буквой «б» - это свидетельствовало о среднем уровне познавательной активности, если школьник ответил от 3 до 5 вопросов буквой «в» - свидетельствовало о низком уровне познавательной активности.
Результаты анкетирования представлены в таблице 3.
Таблица 3. Уровень сформированности познавательной активности младших школьников экспериментального и контрольного класса на констатирующем этапе
Уровень сформированности познавательной активности |
3 «В» класс (Экспериментальный класс) |
3 «А» класс (Контрольный класс) | ||
Количество учеников |
% соотношение |
Количество учеников |
% соотношение | |
Высокий |
9 учеников |
35 % |
8 учеников |
32 % |
Средний |
14 учеников |
54% |
14 учеников |
54 % |
Низкий |
3 ученика |
11 % |
4 ученика |
14 % |
Данные таблицы показали, что в экспериментальном 3 «В» классе высокий уровень познавательной активности имеют 9 учеников, что соответствует 35 %, средний уровень имеют 14 учеников, что составляет 54 %, низкий уровень наблюдается у 3 учеников или 11 % учеников. В контрольном 3 «А» классе высокий уровень познавательной активности имеют 8 учеников, что соответствует 32 % численности класса, средний уровень имеют 14 учеников, что составляет 54 % учеников. Низкий уровень имеют 4 ученика, что составляет 14 %.
Читайте также:
Психолого-педагогические особенности работы с подростками и юношами
Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность – переход от детства к взрослости. К подростковому возрасту относят шко ...
Специфика психологического восприятия студентами компьютерных
технологий в обучении
Как известно, главное преимущество компьютерных технологий, особенно при выходе в Интернет, заключается в том, что любой человек получает доступ к максимально большому объёму знаний, полученных человечеством на данный момент в соответствующей области науки. Студент в принципе обеспечивается совреме ...
Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте
творческое воображение ребенок дошкольный Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой ...