Обследование речи детей по методике Г. А. Волковой

Страница 4

составить несколько предложений по сюжетным картинкам типа «Что делает?» Например, «Мальчик ловит рыбу», «Девочка кормит котенка», «Бабушка вяжет носки»;

показать инсценировку знакомой сказки, используя фигурки настольного театра;

побеседовать с ребенком о детских передачах, книгах, его друзьях, о семейных праздниках и т. п.;

повторить за логопедом предложения небольшого текста;

вместе с логопедом назвать и выполнить действие, например, с мозаикой: «Я взял красный кружок. Я взял еще один красный кружок…» – «Получился цветок».

В ходе исследования речи ребенка фиксировали:

особенности внимания заикающегося (внимательный, сосредоточенный, отвлекаемый, неусидчивый, раздражительный, истощаемый, негативный);

форму судорог (клоническая, тоническая, смешанная: клоно-тоническая, тоно-клоническая);

вид судорог (дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный: дыхательно-голосовой, дыхательно-артикуляторный, артикуляторно-голосовой и т. д.);

степени выраженности заикания: легкая – ребенок активен в деятельности, заикание не влияет на общительность, легкий контакт со сверстниками, со взрослыми, судороги наблюдаются только в самостоятельной речи; средняя – активность в деятельности снижена, заикание повлияло на общительность ребенка, со взрослыми и детьми вступает в контакт неохотно, судороги имеются в самостоятельной, вопросно – ответной, отраженной речи; тяжелая – ребенок пассивен в деятельности, необщителен, контакт только при побуждении со стороны взрослого, судороги во всех видах речи.

проявления заикания (количество судорог, их сила и длительность) в различных формах речи: в самостоятельном рассказе, в рассказе по картинке, в беседе, в пересказе прочитанного логопедом текста, в вопросно-ответной речи, при чтении стихотворения во время отраженной, сопряженной и шепотной речи;

состояние дыхательной функции: ритм (нормальный, ускоренный, замедленный), Характер вдоха (нормальный, укороченный, слишком глубокий, во время речи), характер выдоха (соответствует количеству слов во фразе, укороченный, слишком быстрый выдох), характер дыхания (диафрагмально-брюшное, диафрагмальное, поверхностное);

состояние, строение и подвижность артикуляторного аппарата: аномалии в строении губ, челюстей, зубов, языка, твердого и мягкого неба (нет, есть, какие).

Отмечали –

параметры движений:

наличие или отсутствие движения;

активность (расторможенность, заторможенность);

объем (полный, неполный);

точность выполнения;

длительность (способность удерживать органы в заданном положении);

темп движений (норма, замедленный, ускоренный);

замена движения (синкнезии).

Состояние звукопроизношения. Определяли нарушения звукопроизношения по механизмам: дислалия или стертая дизартрия.

По форме: моторное, сенсорное, смешанное нарушение.

По проявлению: сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, дефекты заднеязычных звуков, дефекты озвончения, дефекты смягчения.

По объему: мономорфное, полиморфное нарушение;

Состояние просодических компонентов речи: темп речи (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, аритмия), сохранение пауз (норма, деление слов, слогов паузой, судорогой), голос (сила голоса – громкий, слабый, тихий, мерцающий, затухающий, высота голоса – высокий, низкий, нормальный, тембр голоса – сиплый, хриплый, резкий, с металлическим оттенком, с носовым оттенок, особое внимание обратить на наличие мягкой или твердой атаки голоса), внятность речи (внятная, отчетливая, смазанная, неясная).

Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

Простой фонематический анализ

Выделение ударного гласного на фоне слова (у заикающихся детей, начиная с 4 – 5 лет). Инструкция: «Слышишь ли ты звук [А] в слове Аня? Звук [О] в слове Оля? Звук[У] в слове утка?»

Выделение согласного звука на фоне слова, начиная с 5 лет. Инструкция: «Слышен ли звук [С] в слове сани?»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Читайте также:

Изучение самоотношения подростков с задержкой психического развития в системе практической службы специального образования
Позитивное самоотношение подростков с ЗПР необходимо им в регуляции своего поведения. В связи с этим, приоритетной задачей практической службы специального образования может стать подготовка ребенка с ЗПР к интеграции в социум за счет оптимизации личностного развития. В этом немалая роль должна при ...

Понятие «Досуг», «Девиантного поведения», «Реабилитация»
Досуг-это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. реабилитация это система мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности. Девиантное поведение – (от английского.deviation-отклонение) – совершение ...

Психолого-педагогический аспект изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической трактовке
Когда у ребенка возникают его первые рисунки, при каких обстоятельствах, почему он начинает рисовать, лепить? Ответы на эти вопросы мы находим у целого ряда исследователей. Наблюдения за первыми попытками ребенка рисовать, лепить, сделанные в разное время зарубежными авторами (В. Штерн, О. Шинн, X. ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru