по речевой инструкции логопеда выполнить задания типа: «Положи кубик в коробку», «Поставь маленький кубик на большой», «положи этот листик поб картинку с изображением дерева», «Возьми игрушку из коробки», «Держи пушинку (снежинку) над столом», «Пройди и встань у окна», «Возьми мячик с полки», «Подойди к столу», «Поставь собачку около будки», «Выйди из кабинета и выгляни из-за двери», «Достань мячик из-под стола», «Перешагни через шнур»;
найти на картинках по заданию логопеда различное расположение предметов в зависимости от предлога. Можно использовать картинки с изображениями двух предметов в разных положениях, например, будки и собаки, пчелы и цветы, ложки и стаканы, облака и солнышко, стрекозы и листы.
Инструкция: «Покажи картинку, на которой изображена (нарисована) собака в будке; … собака перед будкой; … собака за будкой; … собака на будке; … собака около будке».
У заикающихся детей в возрасте от 5 до 7 лет проверяли способность употребления в речи предлогов В, НА, ПОД, ИЗ, НАД, У, С, К, ОКОЛО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ЧЕРЕЗ.
Исследовали способности словообразования
При исследовании способности словообразования мы использовали следующие задания:
Образование уменьшительно – ласкательной формы имени существительного. Например, ребенку показывали две предметные картинки с изображениями предметов разной величины: ложка – ложечка, кукла – куколка, дом – домик.
Образование формы родительного падежа имен существительных множественного числа: дома – домов, стулья – стульев, руки – рук, окна – окон, пальцы – пальцев. Сумки – сумок, яблоки – яблок и т. д. Ребенку давали слова в именительном падеже множественного числа, и предлагали ответить на вопрос: «Много чего?». Логопед: «В саду растут яблони, вишни». Подумай и скажи: «В саду растет много чего?» - «Яблонь, вишен». Или: «На столе стоят чашки и стаканы». Подумай и скажи: «На столе стоит много чего?» – «Чашек и стаканов».
Образование прилагательного от имени существительного. Логопед: «Стул из дерева. Какой стул?» – «Деревянный». «Лопата из железа. Какая лопата?» – «Железная». «Стакан из стекла. Какой стакан?» – «Стеклянный». «Платье из шелка. Какое платье?» – «Шелковое». «Портфель из кожи. Какой портфель?» – «Кожаный». «Дом из кирпича. Какой дом?» – «Кирпичный».
Образование глаголов движения с помощью приставок. Логопед показывал ряд простых сюжетных картинок и предлагал сказать о движущемся предмете. Например, самолет улетает, прилетает, отлетает, облетает, перелетает.
Согласование числительных «два» и «пять» с существительными: дом, жук, ведро, шар, рыбка.
Исследовали характер игровой деятельности
При исследовании характера игровой деятельности обращали внимание на следующие моменты.
Характер возникновения игры (самостоятельный; по подсказке взрослого в начале, в конце или в ходе игры).
Склонность ребенка к определенным играм: дидактической, подвижной, игре – драматизации, творческой (ролевой или конструктивной).
Какие темы волнуют заикающегося ребенка в его играх.
Как любит играть заикающийся ребенок: один, с небольшой группой детей, в коллективной игре.
Комментирует ребенок свои действия в играх или же играет молча.
Доводят ли заикающиеся дети игру до конца без вмешательства взрослого или нет.
Устойчива ли тема игры или меняется: начали играть в одну игру, не закончив ее, перешли к другой, затем к третьей и т. д.
Что мешает заикающимся детям осуществлять свой игровой замысел: неумение играть, конфликты из-за ролей, отсутствие навыка коллективного общения, судорожная речь и прочее.
Какие игрушки и вспомогательные атрибуты употребляют дети в играх и как: соответственно замыслу или случайно.
Кто и как проявил выдумку в игре, если это обстоятельство имело место.
Какие конфликты и из-за чего возникают в играх. Как они разрешаются: самими детьми (отметить при этом состояние ребенка) или с помощью взрослых.
Каковы приемы руководства игрой: а) совместная игра взрослого с детьми: как долго и в какой период воспитания речи; б) договоренность взрослого с детьми, при которой взрослый участвует в игре на второстепенных ролях.
Читайте также:
Структурно-логическое содержание обучения - основа компьютерной
технологии обучения
Для определения степени обучаемости студентов по каждой учебной дисциплине выделяют объем знаний, которые необходимы для усвоения согласно учебной программе, что составляет базовый объем знаний. Базовые знания представляют минимум государственного образовательного стандарта. Но и среди базовых знан ...
Учёт возрастных особенностей учащихся при подготовке к семейной жизни
Взаимоотношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста. Однако особо значимой представляется их роль для старшеклассников — юношей и девушек 14 - 17 лет, которые как раз в этом крайне сложном возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир человеческих связ ...
Изучение повести «Капитанская дочка» с использованием метода комментированного
чтения
Планируя работу, мы определяем место уроков комментированного чтения в системе занятий по всей теме. Так, приступая к изучению повести «Капитанская дочка», прежде всего, решим, сколько уроков нужно отвести в школе на комментированное чтение, какие главы повести прочитать в классе, сколько времени у ...