Обследование речи детей по методике Г. А. Волковой

Страница 5

Выделение согласного звука из слова. Инструкция: «Какой согласный звук ты слышишь в слове шапка?»

Сложный фонематический анализ

Начиная с шестилетнего возраста, у заикающихся детей исследовали сложные формы фонематического анализа. При этом ребенку предлагали:

определить место согласного звука в слове, сначала в начале, конце, середине слова; определить место звука в слове по отношению к другим звукам, например: «Какой звук слышен после звука [М] в слове мак? Какой звук находится на третьем по счету месте в слове каша?»;

определить последовательность звуков в слове, например: «Какой звук находится между звуками [И], [А] в слове лиса?»; «Назови соседей звука [К] в слове рука»

Начиная с возраста от 5 до 7 лет, ребенку предлагали:

определить количество звуков в словах, например: «Сколько звуков в словах рак, лапа, кошка?»;

дифференцировать звуки по противопоставлению: звонкие – глухие, мягкие – твердые, свистящие – шипящие, заднеязычные – переднеязычные, сонорные [Р] - [Л] и др.

Фонематический синтез

Составление слова из последовательно данных звуков, начиная с пяти летнего возраста. Инструкция: «Послушай звуки [Д], [О], [М], поставь их рядом и скажи, какое слово у тебя получилось».

Фонематические представления

Начиная с пяти летнего возраста, ребенку предлагали для выполнения следующие задания:

подобрать слово на заданный звук. Например: «Назови слово со звуком [Ш] или со звуком [Р]» и т. д.;

разложить в два ряда предметные картинки, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, например: [С] - [Ш], [Ч] - [Ц], [З] - [Ж], [Р] - [Л] и др.;

из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук. Перед ребенком раскладывается ряд из 10 – 12 картинок из разных логических групп слов, среди которых есть картинки со звукос [С] - куртка, стакан, шапка, помидор, собака, яблоко, свекла, чашка, сковорода, пирамидка, сумка, сова. Ребенку предлагается внимательно посмотреть на картинки, подумать и отложить в сторону картинки со звуком [С].

Исследование состояния лексики

В ходе обследования мы исследовали способность детей:

начиная с трехлетнего возраста, называть предметы окружающей обстановки;

начиная с четырехлетнего возраста, называть предметные картинки с изображениями предметов, действий, качеств и признаков. Предметы и картинки могут быть подобраны по темам: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, части тела человека, животные, растения, профессии людей, виды природы, времена года;

называть действия по предъявленному предмету, картинке: «Доктор что делает?» – ребенок отвечает на вопрос, называет действие. Другой вариант этого приема: Например, логопед показывает ребенку картинки с изображениями животных, птиц, предметов, а ребенок называет глагольное слово: щука (плавает), ласточка (летает), кузнечик (прыгает), змея (ползает), собака (лает), медведь (рычит), корова (мычит), лошадь (ржет), баран (блеет) и т. д.

Детям 6 – 7 лет предлагали более сложное задание: назвать ряд предметов (или их изображений) одним общим словом. Например, логопед показывает ребенку чашку, стакан, блюдце, тарелку, вазу и задает вопрос: «Как назвать все эти предметы одним словом?» или «Как назвать одним словом клубнику, землянику, смородину, крыжовник, чернику?».

Исследовали грамматический строй речи

На данном этапе обследования мы предлагали заикающимся детям в возрасте от 4 до 7 лет выполнить следующие задания:

составить рассказ по серии сюжетных картинок;

преобразовать имена существительные из единственного числа во множественное с использованием предметных картинок. Например, шар – шары, топор – топоры, дом – дома, белка – белки, лист – листья, окно – окна, стул – стулья, рука – руки и т. п.;

согласовать прилагательное с существительным, используя предметные картинки. Перед ребенком раскладываются три картинки, например, «красный шарф, красная шапка, красное пальто», и он называет их, или «зеленый огурец, зеленая елка, зеленое дерево»;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Читайте также:

Трудности владения родным эвенским языком учащихся 2 класса
Учащиеся, поступающие в начальную школу, имеют разный уровень владения родным языком, по мнению Савенковой Г.А. условно можно наметить их примерные уровни овладения элементами родного языка. Первый уровень – характеризуется тем, что дети достаточно хорошо понимают все эвенские слова, рекомендованны ...

Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности
Любая наука ставит своей задачей не только описать и объяснить тот или иной круг явлений или предметов, но и в интересах человека управлять этими явлениями и предметами, и, если нужно, преобразовывать их. Управлять и тем более преобразовывать явления можно только тогда, когда они достаточно описаны ...

Проблемы формирования гуманистической направленности в психолого-педагогической литературе
Система ценностей гуманизма во многом имеет историческую природу. Их содержание менялось от эпохи к эпохе, т. е. гуманизм с точки зрения ценностей исторически конкретен. Так, в 15 — 16-м веках это были ценности, характерные для идеологии буржуазии: свобода человеческой личности, право человека на н ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru