Анализ состояния проблемы в практике воспитания детей дошкольного возраста

Страница 4

Для воспитания чувств очень важно, какими методами при сообщении детям знаний пользуется педагог. Поэтому обследовались методы, используемые воспитателем при сообщении детям знаний о явлениях общественной жизни и формирования к ним соответствующего отношения.

Самые распространенные методы формирования у детей представлений об общественных явлениях, происходящих в родном городе, – чтение художественной литературы (32%), рассматривание картин, иллюстраций к книгам (23%), рассказ воспитателя (22,6%). Очень мало проводится занятий, на которых используются музыка (1%), технические средства (просмотр диафильмов, показ слайдов) — 2,6%, а также занятий, связанных с изобразительной и конструктивной деятельностью детей (0,4%). Недостаточно проводится занятий с целью наблюдения детьми за явлениями, событиями, происходящими в общественной жизни города (13,3%). Именно те средства, которые в наибольшей степени влияют на эмоциональную сферу ребенка, менее всего используются воспитателями на занятиях.

Эффективность формирования представлений о родном городе и воспитания чувства любви к нему в большой степени зависит от сочетания методов обучения.

Наиболее распространенными сочетаниями методов в практике проведения занятий с детьми по ознакомлению с родным городом являлись: рассказ взрослого, чтение художественного произведения (20%); чтение художественного произведения, рассматривание картины или иллюстраций к книге (31%); рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, рассматривание картины (23%). Использование музыкального сопровождения сочетается на занятии (немузыкальном) с рассказом воспитателя, с чтением поэтических произведений (4%); технические средства — с рассказом воспитателя (8%); наблюдение окружающего — с рассказом воспитателя и чтением художественного произведения (15%). Значительно чаще воспитатели используют на занятиях один метод, например, только рассматривание картины, только чтение художественного произведения, только наблюдение. Такое использование методов, как показал анализ результатов занятий, оправдано лишь в отдельных случаях: когда педагог ставит задачу, например, сформировать у детей конкретные представления о процессе труда, о музеях города и т. д. В таком случае можно использовать какой-то один из методов обучения. Но занятия, на которых детей знакомят с тем или иным событием общественной жизни города, обязательно должны сочетать две задачи: сообщение знаний и воспитание чувств [2]. Использования одного какого-то метода недостаточно, так как это делает занятия по ознакомлению с родным городом малоинтересными для детей и неэффективными в эмоциональном воздействии на них. О последнем свидетельствует высокий процент забывания детьми информации, получаемой ими на занятиях, а также отсутствие игр, возникающих по инициативе детей и связанных с содержанием занятий.

Успешность проведения занятий по формированию патриотических чувств во многом зависит и от методических приемов, используемых педагогом. Методические приемы, которыми пользуются воспитатели: игры, загадки (отгадывание и придумывание детьми новых загадок), составление детьми рассказов и придумывание их концовок, ответы на вопросы воспитателя, включение детей в воображаемую ситуацию .

Среди методических приемов, используемых педагогами исследуемых групп, чаще всего (примерно в 75% случаях) используются вопросы. Наиболее типичны такие, формулировка которых требует от детей однозначных ответов ("Вам понравился рассказ?"; и др.) или констатации ("Что вы видите на картине?"). Лишь 11% вопросов были проблемного характера ("Почему ты считаешь, что на картине изображен город, а не село?"). Игровые приемы использовались в 29% занятий.

На занятиях дети получали знания о воинах белорусской Армии. В качестве методических приемов использовались: прослушивание художественных произведений, рассматривание картин, ответы на вопросы воспитателя. Следует отметить низкий процент приемов (около 10%), направленных на развитие самостоятельности мышления детей, проявления воображения, творчества. Мало используются на занятиях наглядные материалы. Однообразна индивидуальная работа с детьми, которая сводится к помощи по ходу выполнения задания и не учитывает индивидуальные интересы детей, общий уровень их развития. Воспитатели мало используют опыт детей, не активизируют его. В целом познавательная и эмоциональная активность детей на занятиях низкая.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Средства формирования гуманистической направленности детей старшего дошкольного возраста
Чтобы гуманистическая ценность побуждала к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности, мало добиться того, чтобы человек ее ясно осознавал. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, когда человек может четко формул ...

Воспитание как часть педагогического процесса
Обучение – один из элементов педагогического процесса. Вторым важнейшим элементом выступает воспитание. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка. Воспитание способствует социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления ...

Социальная дезадаптация
По мере взросления ребенок должен прожить определенные этапы эмоциональных отношений с матерью, отцом, окружающими людьми. И если этого не происходит, у подростка появляется задержка развития эмоциональной сферы, и он становится предрасположенным к правонарушению и преступлению. Наверное, нельзя го ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru